Содержание:

Среди специалистов до сих пор не завершена дискуссия о том, являются лидерские процессы управляемыми или стихийными в своей основе. Иными словами, лидерами становятся или рождаются?

Несмотря на отсутствие однозначного ответа на данный вопрос, имеющиеся теоретические и практические разработки позволяют говорить о лидерских способностях, однако возникает вопрос о границах, или пределах, этих способностей.

Выявление людей с прирожденными и/или сформировавшимися лидерскими качествами и их привлечение для занятия руководящих позиций чрезвычайно актуально. Это направление деятельности может исходить как из тезиса "лидерами рождаются", так и из признания возможности целенаправленного формирования лидеров. В первом случае речь идет об обнаружении лидерских способностей и их использовании в организационных целях, во втором — о привлечении (или переманивании) на предприятие уже подготовленных и проявивших себя лидеров.

Из опыта хорошо известно, что одни люди успешнее справляются с разными видами деятельности, другие — нет; что темп овладения какой-либо деятельностью и достигаемые в ней результаты у разных людей различны. Это обычно объясняют наличием у человека способностей к конкретному виду деятельности. Любая способность представляет собой систему качеств личности. Например, так называемые технические способности включают в себя специфически развитую наблюдательность, пространственное воображение и особый склад мышления. Способности к изобразительной деятельности обусловлены высокой чувствительностью зрительного анализатора, образной памятью и рядом сенсорных качеств, выражающихся в координации движений рук. В общем виде способность можно определить как систему индивидуально-психологических качеств человека, отвечающих требованиям данного вида деятельности и являющихся условием успешного ее выполнения.

Остановимся на таких специальных способностях лидера, как организаторские способности. Как показали исследования российского психолога Л. И. Уманского, эти способности характеризуют психологическая избирательность, практически-психологическая направленность ума, психологический такт, социальная энергичность, требовательность, критичность и склонность к организаторской деятельности.

Рассмотрим эти характеристики и их соотношение.

Так, под психологической избирательностью понимается способность менеджера как организатора наиболее полно и глубоко отражать психологию организуемой группы в процессе решения ею общегрупповой задачи. Она характеризуется следующими параметрами:

  • повторяющимися фактами быстрого, одновременного, "свернутого", часто невербализованного и неосознанного отражения психологических особенностей и состояний других людей;
  • сопереживанием человеком тому, что переживают, чувствуют другие люди, своего рода эмоциональной синхронностью;
  • высокой чувствительностью и восприимчивостью описания и демонстрации психологических объектов по рассказам, книгам, произведениям живописи, театральным постановкам, кинокартинам;
  • быстрой возможностью адекватно характеризовать психологические особенности людей, меткость и характерность словесных и мимических их "фотографий";
  • преимущественным выбором психологических объектов из многих других, одновременно действующих на испытуемого, и избирательностью общения;
  • избирательно-психологической памятью и наблюдательностью, ярко проявляющимися и проверяющимися в наблюдении, в сочинениях и беседах, в решении организаторских задач;
  • склонностью к психологическому анализу, объяснением поведения и поступков других людей и своих собственных (не смешивать с "копанием" в самом себе, с самоанализом, замыкающим человека в собственных переживаниях);
  • глубокой убежденностью в силах, способностях, возможностях коллектива людей, выдвижением этого фактора на ведущее, определяющее место для достижения целей деятельности;
  • способностью мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека, думать как бы за него, рассуждать "с его точки зрения", задавая себе вопрос: "А как я поступил бы в этой ситуации, будучи на его месте?".

Практически-психологический ум имеет следующие проявления:

  • распределение обязанностей коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей людей (например, усвоив правило распределения обязанностей, его выполняют при решении организаторских задач и неспособные, и способные организаторы, однако первые делают это механически, а вторые — исходя из индивидуальных особенностей персонала);
  • быструю ориентацию в ситуациях, требующих практического применения знаний людей, в решении ситуаций "дела — люди", "люди — дела";
  • находчивость в применении психологического состояния, настроения людей к данным условиям жизни и деятельности;
  • способность находить пути и способы заинтересовать людей делом, а также моральные и материальные стимулы этой заинтересованности (в этом показателе практически-психологический ум наиболее ярко проявляется в деятельности, которая не представляет для организуемых непосредственного интереса);
  • учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий, психологических различий людей для выполнения совместной деятельности;
  • высокую степень обучаемости при формировании организаторских знаний, навыков и умений;
  • тенденцию решать практические вопросы с учетом возможностей персонала путем своеобразной мысленной "прикидки", "примеривания", "взвешивания" соответствия задач практики возможностям исполнителей.

Психологический такт подразумевает следующие качества личности руководителя:

  • чувство меры во взаимоотношениях и взаимодействиях с людьми — наиболее общий показатель, подчеркивающий именно те рамки, выход за которые нарушает взаимный контакт организатора и организуемых;
  • речевую адаптацию к разным людям, отсутствие "речевого шаблона" и грубого приспособленчества, речевую находчивость при первой встрече;
  • общение с людьми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей;
  • чувство ситуации;
  • учет внешних обстоятельств, влияющих на взаимоотношения персонала;
  • чуткость, внимательность, участливость в отношении к людям. Простота, естественность в общении, способность оставаться всегда самим собой в отношениях с людьми, отсутствие наигранности, нарочитости поведения;
  • чувство справедливости, объективность подхода к организуемым, способность показать и доказать эту объективность.

Рассмотренные выше три свойства личности (психологическая избирательность, практически-психологический ум и психологический такт) составляют своеобразное групповое единство. Это групповое специфическое качество личности организатора может быть названо "организаторским чутьем", термином, заимствованным из характеристики организаторского таланта. Организаторское чутье понимается как действенное избирательное отражение руководителем феноменов социально-психологической объективной деятельности.

Следующим качеством личности руководителя является способность к эмоционально-волевому воздействию. Это качество дает ему возможность воздействовать на других людей, мобилизовывать, объединять, сплачивать и направлять их совместные усилия на достижение общих целей. Способность к эмоционально-волевому воздействию включает в себя социальную энергичность, требовательность и критичность. Остановимся на этих характеристиках более подробно.

Социальная энергичность имеет такие показатели:

  • эмоционально-речевое воздействие, проявляющееся в различных эмоциональных формах речи, — в акцентном членении фразы, в интонации (высоте тона, громкости, тембре голоса), в ударениях и паузах;
  • волевое побуждение, проявляющееся в речевой, мимической и пантомимической форме (жесте, взгляде, позе, выражении лица). Владение речевой функцией волевого побуждения выражается в способности организатора пользоваться многими словесными формами — просьбой, пожеланием, советом, призывом, убеждением, внушением, требованием, распоряжением, приказом и т. д.;
  • способность воздействовать на других своим отношением к людям, делам, событиям, а также передавать это отношение, "заражать" им других;
  • логическую убедительность воздействия словом и делом, способность показать причинную связь явлений, доказать логическую последовательность в речевой и практически-деятельной формах;
  • практически-деятельную форму воздействия, проявляющуюся в том, что организатор сам показывает, как выполнить дело, которое он поручает другим, начинает его, включается в него в трудные минуты, действует личным примером;
  • уверенность в своих силах, большую веру в дело, в возможность его осуществления, оптимизм, бодрость духа;
  • правильный и быстрый выбор момента решающего воздействия, смелость и напористость в трудной ситуации, способность пойти на риск.

Требовательность как свойство личности. Она выражается в таких показателях, как:

  • смелость предъявления требований;
  • постоянство предъявления требований, их устойчивый, неэпизодический характер;
  • гибкость предъявления требований в зависимости от сложившейся ситуации, конкретной обстановки;
  • самостоятельность требований, их невнушенный характер;
  • категоричность, непререкаемость требований;
  • разнообразие форм выражения требований, особенно способность преподнести их в форме шутки, остроумного замечания, сарказма;
  • индивидуализация требований в зависимости от постоянных и временных психологических особенностей и состояния персонала.

Индикаторами критичности являются:

  • критическая наблюдательность как умение увидеть и выделить недостатки;
  • самостоятельность критичности;
  • легкость критического анализа;
  • логичность и аргументированность критических замечаний;
  • прямота и смелость критичности (без жалоб и критиканства);
  • глубина и существенность критических замечаний по содержанию;
  • постоянство, неэпизодичность критических высказываний о недостатках, о состоянии дел и действиях людей (без придирчивости);
  • доброжелательность.

Склонность к организаторской деятельности как третье групповое специфическое качество личности способного организатора характеризует само понятие "склонностью".

Это понятие имеет следующие практические и экспериментальные показатели:

  • спонтанное, самостоятельное включение в организаторскую деятельность, когда человек берет на себя организаторские функции без каких-либо побуждений со стороны других людей;
  • взятие на себя роли организатора и ответственности за работу других людей в трудных и неблагоприятных условиях;
  • потребность в осуществлении организаторской деятельности, устойчивое бескорыстное стремление к ней, постоянная готовность к ее выполнению;
  • естественность включения в организаторскую деятельность;
  • неутомимость в организаторской работе;
  • эмоционально-положительное самочувствие при выполнении организаторской работы (праксическое чувство);
  • явления астеничности, скуки и неудовлетворенности без организаторской деятельности;
  • способность увидеть необходимость организаторской деятельности в обстоятельствах, зримо ее не требующих.

К содержанию

Развитие лидерства

Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Данный аспект проблемы управления лидерством в организации в большей или меньшей степени учитывает возможности формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения. Для развития лидерства используется ряд нижеследующих процедур:

  • выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, осознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т. п. Эта группа качеств характеризует различные параметры активности лидера. Процедуры индивидуальной самомотивации достаточно разработаны в соответствующей литературе и широко используются в практике менеджмента;
  • развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств. Как уже частично отмечалось, к таким качествам относятся, прежде всего, профессиональная компетентность, порядочность (честность, соблюдение общепринятых нравственных норм), без которой, как правило, трудно, а то и совсем невозможно завоевать авторитет, развитый интеллект, проявляющийся в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели, и т. д.;
  • обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами группы. Это предполагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать сотрудников, делать замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т. п.;
  • приобретение умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы. Эта идея достаточно ярко выражена в рекомендациях по развитию лидерства американской Национальной организации женщин: "Лидерство не является таким процессом, в ходе которого вы выбираете тех женщин и мужчин, с которыми хотите работать, и "избавляетесь" от остальных. Более того: человек, которого заставили замолчать, не обратится в вашу веру. Старайтесь вовлечь всех!" Не менее важна для лидерства и правильная оценка ситуации, своих сил и возможностей группы. Без этого успех групповой деятельности недостижим. Повторяющиеся неудачи обычно ведут к утрате веры в лидера.

К содержанию

Диагностика лидерских способностей

Исследователи лидерства считают, что лидеров можно найти на всех уровнях деловой активности, а не только на самом верхнем уровне топ-менеджмента. Лучшие лидеры обычно придерживаются общего комплекса ценностей, в который входят "справедливость, равенство, беспристрастность, целостность, честность, доверие". Каждый человек может определить свою и чужую пригодность к лидерству с помощью следующих критериев:

  • непрерывное самосовершенствование. Вы ищете способы самосовершенствования — читаете, задаете вопросы, проходите дополнительный курс обучения. По мнению С. Кови, для большинства людей характерна тенденция к ограничению вчерашними знаниями, а не воспитанию в себе духа непрерывного самосовершенствования. Однако если вы сами не совершенствуете себя, то вам трудно побудить других заняться этим;
  • ориентация на служение другим. Вы ориентированы на предоставление услуг независимо от того, как вы зарабатываете себе на жизнь. Иными словами, вы спрашиваете себя, что нужно другим, а не только, что нужно вам;
  • излучение положительной энергии, доброжелательность и уклонение от восприятия отрицательной энергии и конфликтов;
  • вера в других. Вы защищаете их, видите ценность, доброту и потенциальные возможности;
  • рациональное распределение времени и усилий. Вы стараетесь оптимально распределить свою жизнь между работой, домом и обществом;
  • внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд на события, восприятие жизни как приключения;
  • самокритичность, толерантность (терпимость), признание заслуг других и их равного права на самовыражение. Вы цените различия. Вы понимаете, что ваш метод не является "единственно правильным" и рассматриваете новые альтернативы как захватывающие, а не как угрожающие вам;
  • забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии. Вы следите за своим физическим состоянием с помощью упражнений, чтобы сохранить здоровье, за интеллектуальным — с помощью чтения; за духовным — с помощью медитирования/молитвы, умственного сосредоточения и психологического настроя на что-либо при полном отрешении от всего остального; о вещах, способных вызвать вдохновение.
Александр Панкрухин,
доктор экономических наук, профессор,
заместитель заведующего кафедрой
общего и специального менеджмента
Российской академии государственной службы
при президенте РФ.
Статья предоставлена сайтом Elitarium.ru