Вы стали свидетелем появления еще одного шедевра кисти "великого" мастера? Не спешите называть это никому не понятным творением, лучше повнимательнее рассмотрите картину, постарайтесь расшифровать тайный смысл композиции и понять, что значат эти странные пятна, загадочные линии, точки, зигзаги в неповторимых полотнах под названием "Мама и папа", "Маша и дерево" или просто "Бябяка"...

Если вы будете внимательны, то заметите, сколько силы, свободы и непосредственности скрывается в самых первых рисунках малыша и как через необъяснимые каракули раскрывается творческая сущность маленького человечка. В этих нелепых, на первый взгляд, творениях собраны все его интересы, тревоги, ценности, то есть все, что волнует ребенка, но о чем он пока не может спросить или рассказать словами. Именно через изображение на бумаге малыш передает свои чувства, свое отношение к людям или событиям.

Рисование - очень полезное, важное и увлекательное занятие, которое помогает ребенку всесторонне развиваться. Изучая процесс появления рисунков на бумаге, ребенок, с одной стороны, познает секреты красок, карандашей, кисточек, мелков, а с другой - учится замечать, что происходит вокруг и размещать на листе картона или бумаги то, что будоражит его не до конца сформировавшиеся мысли. Рисование развивает интеллектуальные способности малыша, укрепляет мускулатуру пальчиков, развивает тонкие движения рук. Удерживая карандаш или кисточку с краской, ребенок тренирует координацию движений глаз и руки, что обязательно пригодится ему в дальнейшем при обучении чтению и письму.

Рисуя, малыш исследует окружающий мир с новых точек зрения, ведь чтобы экспериментировать с изображаемыми предметами, действиями, людьми, нужно больше наблюдать и замечать. Так, он понимает, что у стола четыре ножки, у кошки два глаза, а колес в машине, оказывается, пять, и одно всегда лежит в багажнике на всякий случай. Получается, что, изображая окружающий мир, ребенок осваивает реальность и делает многие открытия задолго до того, как научится, например, считать.

С чего все начинается?

В один прекрасный день ваш малыш, случайно взмахнув зажатым в кулаке фломастером, заметил, что на листе бумаги (или обоях) остался след в виде какой-то линии. Он взмахнул рукой еще раз, немного сильнее, и линия стала заметнее. Это открытие привело ребенка в сильнейшее возбуждение, и, чтобы убедиться в "чистоте эксперимента", он повторял его до тех пор, пока белый лист не превратился в калейдоскоп пестрых черточек и пятен...

Наступает время замечательных открытий, и карандаши, краски и фломастеры становятся самым настоящим источником чудес. Оказывается, если положить на лист бумаги руку, аккуратно обвести ее карандашом, а затем убрать, на бумаге останется ее точная копия! Увидев это, малыш будет какое-то время сравнивать полученное с оригиналом и, убедившись, что все осталось на своих местах, окончательно поверит в чудо "раздвоения". Кстати, именно это открытие позволит ребенку понять, что если очень постараться, то на рисунке обязательно получится какой-нибудь предмет или человек из реальной действительности: увидел красивый дом и тут же изобразил его "двойника" на бумаге... И неважно, что на рисунке он почти ничем не отличается от автобуса или портрета любимого дедушки: всего лишь один кружочек побольше, другой поменьше и несколько "других" палочек! Ничего не поделаешь, первое время приходится довольствоваться и этим.

Конечно, малышу не сразу удается нарисовать то, что хочется. Сначала годовалый или полуторагодовалый ребенок, взяв в руки карандаш, изображает на листе бумаги более или менее кривые линии. Затем, когда рука немного окрепнет (ближе к двум годам), черточки приобретут форму спиралей, потом овалов, кружочков. И, наконец, к трем годам из-под пера художника будут выходить углы и ломаные линии, то есть то, из чего можно собрать настоящую картинку.

Кстати, если в начале творческого пути малыш встретится с красками, то довольно долго на листе бумаги будут оставаться лишь разные по форме яркие пятна. Как правило, сначала ребенок старается пользоваться чистым цветом и только через некоторое время проявляет интерес к созданию новых цветов. Часто случается, что это занятие так увлекает его, что он стремится смешать все краски палитры и в результате получить тот самый известный всем серо-буро-малиновый оттенок...

Что значат его рисунки?

Для нас, взрослых, цвет часто несет символический смысл: черный олицетворяет печаль, страх; красный - страсть, агрессию; желтый - радость, энергию. Иногда мы невольно принимаемся рассматривать детские рисунки с этой точки зрения, забывая, что взрослое цветовое восприятие не совсем подходит для ребенка. Почему? Чаще всего процесс изучения красок начинается с того, что какой-то один цвет привлекает внимание малыша и становится предметом его экспериментов. Так, в течение некоторого времени все детали рисунка (дома, люди, машины, деревья) будут густого черного цвета. Не пугайтесь, это не означает, что ребенок переживает депрессию или слишком мрачно смотрит на жизнь, просто сейчас он занимается изучением черного цвета и восхищается его энергичностью, густотой, весомостью. Обычно увлечение одним цветом проходит в течение одной - двух недель, затем ему на смену может прийти другой оттенок. И только после того, как малыш познакомится со всей палитрой, мир его рисунков снова станет многоцветным.

Обычно в детских рисунках отражается отношение ребенка к самому себе, окружающему миру и ко всему происходящему вокруг. При этом самые главные предметы изображаются яркими и крупными, и это нарушает реальные пропорции. Малыш может нарисовать себя больше дома, потому что он рисует СЕБЯ, или сделать любимого щенка ростом с папу... Кстати, не только приятные персонажи становятся самыми заметными на рисунке, обычно большими и яркими рисуются переживания, малыш помогает себе справиться с новыми или непростыми событиями жизни. Обычно это проявляется в повторяющихся сюжетах или формах. Так, дети, чувствующие себя неуверенно в изменчивом и непостоянном мире взрослых, создают упорядоченные рисунки, напоминающие схемы метро, системы водопроводов с кранами, географические карты. Дети, пережившие сильный испуг, повторяют страшные фрагменты из рисунка в рисунок, изображая напугавший их пожар, собаку или машину. Чаще всего волнующая тема постепенно сходит на "нет", и у малыша появляются новые сюжеты для рисования. Однако, если один и тот же эпизод повторяется и становится навязчивым (например, ребенок рисует его в течение двух или больше недель), взрослым стоит обратить на это внимание и, возможно, обратиться за помощью к детскому психологу.

Многие рисунки помогают малышу разобраться с самим собой. Так, пока ребенок воспринимает себя (свое тело) как что-то цельное и единое, на его "полотнах" появляется изображение человека, у которого голова и туловище изображается одним предметом, много-много палочек наверху обозначают волосы, а четыре по бокам - руки и ноги. Через некоторое время малыш начинает осознавать, что его тело делится на разные части, что он ходит ногами, думает головой, и тогда на рисунках появляется квадратное или огуречное туловище и надетая сверху круглая голова. Со временем изображение человека становится все более реалистичным и вскоре достигает вполне нормальных форм и очертаний.

Как вести себя родителям?

Обязательно показывайте малышу свой интерес к его творчеству, не ограничивайте его правилами и заданными формами. Подписывайте его рисунки, оформляйте рамки, паспарту (приклейте "художество" на большой лист бумаги), устраивайте выставки картин. Помните: то, что никому не нужно и никого не радует, не вызывает вдохновения. Рисуйте для ребенка и вместе с ним, иллюстрируйте придуманные вместе сказки или истории. Если вам кажется, что малышу не нравится рисовать, причина, возможно, скрывается в вашем отношении к его творчеству. Может быть, вы многого требуете от него или ждете совершенства там, где он может предложить только непосредственность или спонтанность?

Не переживайте, если из вашего ребенка не вырос великий художник. Главное, что рисование помогло ему развить воображение, научило фантазировать и управлять своими желаниями. И даже если со временем на смену рисунку пришли другие занятия, малыш никогда не забудет вкус к творчеству и удовольствие от встречи с собственным внутренним миром, его разнообразием и богатством.

Наталия Кедрова, психолог-психотерапевт

Статья из мартовского номера журнала.