Самый первый и, наверное, основной детский транспорт - это коляска. "Ну как еще можно усовершенствовать обычную коляску? Разве что материал новый или расцветка необычная", - думала я по дороге на выставку. И, надо сказать, сильно заблуждалась. Правильно говорят - нет предела совершенству. Помимо колясок на выставке этого года было представлено много новых, интересных и совершенно невероятных рюкзаков и сумок для переноски детей, автомобильных кресел, электромобилей, велосипедов и санок.

Законодателями детской транспортной моды по праву считается Италия, и доказательство тому - стенд торговой марки Chicco. В классической серии колясок Chicco появилось множество новых, оригинальных расцветок, существенно изменился дизайн сумки на коляску. Не только верх, но и дно люльки теперь оборудовано новой системой терморегуляции, а новая система comfort system позволяет менять наклон спинки, не тревожа ребенка. Пополнился ряд прогулочных и спортивных моделей Chicco. Новый дизайн козырька, удлиненные ремни безопасности, упругая подставка для ног - вроде бы мелочи, но именно от этих "мелочей" зависит комфорт и безопасность ребенка. Автомобильные кресла-переноски Chicco теперь снабжены удобной раздваивающейся ручкой и оригинальным козырьком. Кроме того, на стенде Chicco было представлено множество разнообразных кенгуру и сумок для переноски младенцев. Очень понравился рюкзак для переноски детей с высоким козырьком, капюшоном и колесами. Его можно носить за спиной или возить по дороге, как сумку на колесиках.

Спортивная, элегантная, классическая или романтическая - все это коляски итальянской марки Peg Perego из коллекции 2003 года. Peg Perego предлагает молодым мамам подбирать коляску в зависимости от их стиля в одежде и образа жизни. В принципе, эта коллекция с начала года продается и уже знакома нам. Люльки с выдвигаемыми ножками, которые превращают ее в колыбель, независимая рессорная подвеска, удобное крепление люльки к шасси, разнообразные вариации колес - от больших надувных до поворотных, - вот некоторые отличительные особенности колясок Peg Perego. Также на стенде можно было увидеть симпатичные модели колясок для двоен и троен, выполненные на облегченной, но достаточно прочной раме с множеством вариаций расположения детского "посадочного" места. Понравились обновленные по дизайну и цветовой гамме автомобильные кресла, сумки-переноски и ходунки. Кроме того, Peg Perego порадовала посетителей новыми моделями электромобилей и мотоциклов для детишек от 2-х до 8-ми лет. К сожалению, всем новинкам детского автопрома не хватило места на стенде, но их можно было увидеть в фирменных каталогах и буклетах Peg Perego. Устойчивые мотоциклы для самых маленьких и мотороллеры для детишек постарше, полицейские, пожарные и грузовые машины с прицепом, тракторы, даже один паровоз есть! Причем детские электромобили и мотоциклы Peg Perego соответствуют всем требованиям безопасности, а сравнительно компактные размеры позволяют использовать их не только на дачных участках и загородных домах, но и в городских квартирах.

Глядя на коляски и автомобильные кресла итальянской марки Brevi, мне почему-то пришел на ум слоган из известной автомобильной рекламы - "Создан для жизни" - то же самое можно сказать о детском транспорте Brevi. Компактные коляски "3 в 1" практичны и многофункциональны, красивы и удобны, красочны и современны. Они быстро складываются и легко помещаются в багажник машины. Автокресла Brevi оснащены вкладышем для новорожденных, новыми травмобезопасными набивными плечевыми накладками, подушечкой для живота и регулируемым по высоте, "растущим" вместе с ребенком подголовником. Понравилась новинка Brevi - выдвижная солнцезащитная шторка с кнопкой автоматического скручивания/раскручивания, которая с помощью присосок крепится к окну автомобиля. Также на стенде было представлено множество моделей кенгуру, сумок и рюкзаков для переноски детей. Вся продукция Brevi красива и удобна, красочна и современна, практична и многофункциональна.

NEOnato представила принципиально новую коллекцию колясок и автомобильных кресел NEOnato-2004. Новые модели отличаются повышенной комфортабельностью, многофункциональностью и безопасностью. Широкая цветовая гамма, оригинальное ПВХ-покрытие, элегантные и изящные ткани, а также исключительная аккуратность в мельчайших деталях и отделки - это NEOnato-2004. В новой коллекции преобладают спортивные прогулочные коляски, очень легкие благодаря раме из элипсообразных алюминиевых трубок. Кроме того, было представлено множество моделей для двойни. Мне понравилась одна из вариаций "двойничковой" коляски - коляска для детей-погодок. На одной удлиненной раме крепится две коляски - люлька-трансформер для малыша и прогулочный блок для старшего ребенка. Потом, когда дети подрастут и старшему малышу коляска будет не нужна, люльку можно снять и оставить один прогулочный блок. Такой модели я не нашла больше ни на одном стенде. Посетители-мужчины с интересом разглядывали и примеряли коляску-рюкзак Ringo: оригинальная конструкция на четырех колесах с защитным колпаком и сеткой от насекомых легко трансформируется из рюкзака для переноски младенцев в удобную прогулочную коляску с большой корзиной для покупок. В отличие от большинства рюкзаков на колесах Ringo в собранном состоянии может стоять на колесах без опоры. А автомобильные кресла из новой коллекции отличаются оригинальным дизайном и многофункциональностью: ящики для детских вещей, мягкий вкладыш, пятиточечные ремни безопасности с центральной регулировкой, удобные подлокотники и т.д. Кстати, нарядные чехлы легко снимаются и стираются в машине при температуре до 30 градусов.

Еще одна итальянская торговая марка - Inglesina - не так давно появилась на нашем рынке, но уже успела завоевать популярность потребителей и специалистов, поэтому обновленная коллекция колясок Inglesina 2003-2004 годов вызывала повышенный интерес посетителей. В этом году заметно изменился дизайн колясок и их цветовая гамма, а вот конструкторских новинок в новой коллекции практически нет. Все коляски, как и раньше, оснащены системой easyCLIP, позволяющей просто снимать или менять люльки. Кроме того, большинство моделей можно поворачивать на раме на 180 градусов, менять угол наклона спинки люльки. Коляски Inglesina невозможно спутать ни с одной другой маркой. Особенно это касается ретро-моделей, своим дизайном напоминающие коляски 60-х годов. И если в прошлом году ретро-стиль от Inglesina казался чем-то выставочным, далеким от улицы, то сейчас можно смело сказать, что коляски Inglesina пользуются очень большой популярностью среди покупателей.

Давно знакомая нам итальянская торговая марка Cam никаких принципиально новых разработок в этом году не представила - все их модели колясок и автомобильных кресел мы уже видели в прошлом году. Как нам сказали представители компании, новая коллекция колясок и автомобильных кресел Cam должна ожидается к лету следующего года. Будем ждать!

Особой оригинальностью, на наш взгляд, отличаются немецкие коляски Zekiwa. Эргономичная форма, усиленная ременная подвеска, каркас на основе модных овальных труб с отражателями для наибольшей безопасности, ручка с дополнительной страховкой, бесшумная система поднимания/опускания капюшона, широкие подлокотники, пятиточечный ремень безопасности, легко трансформирующийся конверт и еще множество важных деталей выделяет эти коляски из общей массы. Лично мне очень понравилась цветовая гамма Zekiwa: помимо традиционного "колясочного" материала Zekiwa смело экспериментирует с джинсой и вельветом интересных расцветок и сочетаний - получается не только комфортно, но и стильно.

Пикник, поход, ужин на природе - согласитесь, звучит заманчиво… Но с маленьким ребенком отдых на природе превращается в сумасшедший дом. Где ребенку спать, где сидеть, как его нести, чем кормить?.. Придется брать с собой целый вагон детских вещей! В общем, пикник отменяется. Стоп! Маленький ребенок - не повод отказываться от активного отдыха и вылазок на природу, утверждают представители испанской фирмы Casualplay, а в доказательство своих слов представляют интересную "походную" коллекцию, в которую входит все необходимое для отдыха на природе: рюкзак-переноска с капюшоном и дождевиком, маленький складной стульчик для юного туриста, походный набор детской посуды в удобной сумке и трехколесная коляска - с большими надувными колесами, защитными чехлами для колес и уникальной системой тормозов. С таким набором отдых с ребенком не будет омрачен бытовыми трудностями. Casualplay не оставила без внимания и автолюбителей: обновленная модель автомобильного кресла привлекает не только внешним видом, но и способностью "расти" вместе с ребенком - благодаря длинным ремням, регулируемому подголовнику и спинке это кресло прослужит ребенку от рождения до 7-ми лет.

Продолжает свою "трехколесную" серию колясок компания Maxi-Cosi (Нидерланды). На стенде красовались уже знакомые нам модели колясок Maxi-Cosi, выполненные в новой, более красочной цветовой гамме, с обилием декоративных элементов. Почетное место на стенде Maxi-Cosi занимали новые модели автомобильных кресел. Усиленная боковая поддержка головы и шеи, анатомическая спинка и сиденье (благодаря чему ребенок занимает физиологически правильное и, одновременно, удобное положение), трансформирующийся конверт с капюшоном, "растущий" подголовник - перечислять достоинства новых автокресел можно до бесконечности. Ну а чтобы ребенок не скучал в дороге, Maxi-Cosi предлагает широкий выбор игровых и полезных автомобильных аксессуаров.

Особый шарм и элегантность выделял коляски и автомобильные кресла португальской торговой марки Bebecar. Большие пневматические колеса с широким рисунком протектора и прочное, стальное шасси легко преодолеют все выбоины и ямы наших дорог. Мягкие пружинные амортизаторы защищают ребенка от тряски, стильный дизайн и интересное сочетание цветов радует глаз и поднимает настроение. С такой коляской вы и ваш малыш всегда будете в центре внимания. Кроме того, благодаря контурам выгнутой формы, люльку можно использовать как колыбель. Последняя новинка компании Bebecar - коляска модельного ряда Racer - заинтересует молодых, динамичных родителей. Это трехколесная коляска спортивного дизайна, в отличие от большинства других аналогичных моделей допускающая установку на одно шасси люльки, прогулочного сиденья и автомобильного кресла. Причем сиденье может устанавливаться как лицом, так и спиной к маме. Гордость компании - две новые модели автомобильных кресел - Easymaxi и Bobob plus. Easymaxi предназначено для детей от рождения и до 13-ти кг. Удобное крепление, пятиточечные ремни безопасности, усиленная боковая защита, отделение на спинке для хранения мелких предметов и утепленный фартук - вот отличительные особенности кресла Easymaxi. Модель Bobob plus отличается стильным дизайном и анатомической формой спинки, а благодаря уникальной системе регулировки наклона спинки даже во время самых длительных поездок ваш малыш будет чувствовать себя комфортно.

Внимание посетителей привлекал стен фирмы Антаро, которая представляла польскую марку Tako. На стенде красовались коляски с обилием хромированных деталей, "зонтичные" качели, стульчики для кормления и еще великое множество разнообразных приспособлений, призванных облегчить жизнь молодой маме. Мне особенно понравилась коляска Balu с пластиковой имитацией надувных колес и встроенным дождевиком. "Мы первый год принимаем участие в выставке. Но не последний!" - заверил нас генеральный директор Tako, специально прилетевший в Москву на выставку.

Моему мужу (как, наверное, и большинству мужчин) из всех новинок больше всего понравилась прозрачная коляска TFK, которую представляла компания Астер. В этой модели вместо ткани использован прозрачный материал. Получается, что даже когда полностью закрыт чехол и поднят капюшон, мама может видеть ребенка. Да, любят наши мужчины все прозрачное. Не знаю, насколько это удобно и практично, но выглядит довольно симпатично. Конечно, помимо "прозрачной" на стенде было множество более комфортабельных и практичных колясок и автомобильных кресел.

Издалека бросался в глаза стенд компании Рант. Глядя на коляски, стилизованные под карету и под автомобиль, я пожалела, что мой ребенок уже вырос из этого возраста. Это даже не коляски, а настоящие экипажи для маленьких королей! Конечно, это всего лишь выставочные варианты, но выглядят они просто потрясающе! Для реальной жизни Рант предлагает широкий выбор колясок и автомобильных кресел практически всех известных польских марок: Jarex, Polak, Hebart, ZBY-WAL, Caro Car, Emjot и др. Порадовала патриотический глаз отечественная серия колясок Рант. Эти модели не такие "навороченные", как у лидирующих в этой области компаний, но довольно современные, удобные и комфортные. Но основное внимание посетителей вызывали санки, легко трансформирующиеся в рюкзак для переноски ребенка. Действительно, это очень удобно: посадил ребенка в рюкзак, доехал до горки и "легким движением руки" превратил рюкзак в санки. Представители компании Рант пообещали, что к грядущей зиме новинка появится в продаже.

Можно смело сказать, что отечественные производители на этот раз оказались на высоте. По сравнению с прошлым годом значительно разросся модельный ряд колясок Мир Детства. В этом году Мир Детства представил сразу две новые коллекции колясок лето 2003 и зима. В зимней коллекции, в основном, преобладают закрытые коляски с большими колесами, состоящие из люльки и прогулочного сиденья, - как раз то, что надо для нашего климата и нечищеных тротуаров. Летняя серия, наоборот, отличается открытыми, компактными, легко складывающимися моделями. Лично мне очень понравилась суперлегкая прогулочная коляска-книжка "Спорт" с удобным плечевым ремнем для переноски - с такой коляской молодая мама может смело путешествовать на общественном транспорте! Большинство этих моделей уже продаются в магазинах и собирают положительные отзывы.

"Мы думаем о вашем ребенке!" - девиз компании Seca (Краснодар). И это ясно видно по представленному на стенде ассортименту. Помимо удобных, красивых и практичных колясок и автомобильных кресел на стенде Seca было много оригинальных достопримечательностей. Новинка этого года - санки с регулируемой по наклону ручкой, велосипеды для самых маленьких, легко трансформирующиеся в качалку, с массажным сиденьем и регулировкой наклона ручки, велосипеды для детей от 3-х лет с несколькими корзинами для игрушек и обилием декоративных деталей, аккумуляторные джипы, снегокаты и интересные модели качелей… Такого изобилия новинок не было, пожалуй, ни на одном из стендов выставки.

С огромным удовольствием я посетила стенд компании Little Trek. Дело в том, что сравнительно недавно я испытывала одну из моделей Little Trek на собственном ребенке, и осталась весьма довольна ею: удобный прогулочный блок, влагоотталкивающий и хорошо стирающийся чехол, цельный каркас люльки, достаточно легкая (около 12-ти кг) и приспособленная для наших лифтов конструкция. Ничего принципиально нового компания в этом году не представила, разве что появилось множество новых расцветок. Оптимальное соотношение качество/цена словно магнитом притягивало посетителей к стенду Little Trek. Кстати, разрабатывают и производят эти коляски в подмосковных Мытищах. Кроме колясок Little Trek демонстрировал несколько новых моделей рюкзаков и сумок для переноски ребенка. Мне понравилось.

На стенде компании Novobaby (Россия), представлявшей торговую марку Geoby, я ничего необычного, нового и интересного не увидела: красивые коляски различных моделей, автомобильные кресла, велосипеды, ходунки и только! Вежливо слушая рассказ консультанта, я думала о том, что все это мы уже видели (это был последний на моем пути стенд). "Продукция Geoby самая надежная, - с гордостью сообщил представитель компании. - Любая модель не только ребенка - взрослого выдержит". Видимо, тень сомнения ясно читалась у меня на лице. Тогда представитель компании любезно предложил испытать самую хрупкую, на мой взгляд, модель. Я махнула рукой на миниатюрную, облегченную коляску-трость, но потом вежливо отказалась: "Жалко ломать такую красоту". Не долго думая, мужчина, которого смело можно отнести к группе тяжелого веса, плюхнулся в эту трость и даже попрыгал. Я зажмурилась, ожидая услышать хруст, подтверждающий хрупкость коляски!.. Но было тихо. Трость выдержала испытание на прочность. "Хотите, я еще и трехколесном на велосипеде покатаюсь?" "Спасибо, не стоит!" Высокое качество и надежность марки Geoby уже не вызывала никаких сомнений. Кстати, товары Geoby уже успели завоевать множество наград и медалей. Так, на недавней выставке в рамках конкурса "Детям только лучшее" коляски Geoby были удостоены "Золотого знака качества" и диплома Госстандарта России как отвечающие самым высоким потребительским требованиям. Кстати, на стенде Novobaby было представлено множество интересных моделей велосипедов: для малышей от 1,5 до 3-х лет с усовершенствованной системой безопасности, трансформирующийся в качалку, для детей от 3-х до 7-ми лет - с колесами разных размеров (от 12 до 20 дюймов), багажником для игрушек и фляжкой для воды, а также модели для подростков.

С каждым годом количество фирм, поставляющих на наш рынок коляски и автомобильные кресла, значительно увеличивается. Коляски становятся все более сложными, с конструкторской точки зрения, и все более простыми в эксплуатации. Современная детская коляска - это не просто примитивное средство передвижения, это, своего рода, дом на колесах. Производители наконец поняли, что с рождением ребенка большинство молодых родителей предпочитают не менять прежний образ жизни. В настоящее время молодые мамы активно путешествуют, работают и занимаются спортом, и эта тенденция отражается на колясочной моде. По-прежнему пользуется популярностью трехколесные коляски, только в этом году они стали более комфортабельными и практичными. Появилось много интересных "наворотов", типа миниспидометра на ручке. Более современными, комфортабельными и удобными стали модели для двойни, тройни и четверни. Радует, что производители помнят, что у ребенка есть не только мама, но и папа. Когда мой сын был маленьким, муж сильно переживал, что все модели кенгуру довольно "миниатюрного" размера. Мы так и не смогли найти в продаже модель, которая налезла бы на его широкие плечи. Теперь это не проблема. Даже на большинстве рекламных плакатов этого года изображены именно молодые (и не очень) папы.

Лично мне не понравился тот факт, что большинство лидирующих иностранных компаний, представляющих коляски и автомобильные кресла, не удосужилось перевести на русский язык свои каталоги. Большинство проспектов было выполнено, в основном, на двух-трех языках - английском, немецком и языке страны-производителя. Конечно, английский язык сегодня знают практически все, но… все равно неприятно. Складывается впечатление, что лидеры колясочного рынка полагают, что у них в России нет конкурентов, а значит, они могут не утруждать себя переводом каталогов. Конечно, до колясок Chicco, Maxi-Cosi, CAM, Peg Perego и NEOnato нам еще далеко, но все-таки в этом году отечественный производитель порадовал посетителей рядом достойных новинок.

Наталья Алешина