Содержание:

Подошла ваша очередь в детский сад, и осенью ребенок сможет присоединиться к группе таких же 3-леток. Все вокруг абсолютно уверены в необходимости и полезности социализации — а вы почему-то сомневаетесь. Приводим популярные аргументы «за» садик и разбираемся, так ли они актуальны для вашей семьи и вашего малыша.

Нужен ли ребенку детский сад

«Надо, чтобы он переболел как можно большим количеством болезней в саду, и тогда выработается крепкий иммунитет». Но когда ребенок часто и сильно болеет, его иммунитет падает! В детских садах группы довольно большие. Инфекции передаются всем малышам, и их неокрепший организм от этого страдает. Так что аргумент за садик «чтобы переболеть всем, чем можно» совершенно абсурден.

«Малыша там приучат к определенному порядку и режиму». Безусловно, в садах довольно строгое расписание. Другой вопрос, насколько именно этот режим нужен вашему ребенку. Многие родители уже с рождения малыша замечают, что кто-то склонен вставать с первыми петухами, а кто-то просыпается к обеду. То же самое относится к питанию и дневному сну ребенка. Все дети разные, у каждого свой уникальный мир и режим. Для психологического комфорта малыша гораздо полезнее, если режим будет близок к его биологическим часам. Главное, чтобы этот распорядок был одинаковым и стабильным.

«Ребенок будет общаться со сверстниками, он научится с ними играть и взаимодействовать». Если ребенка отдают в ясли или младшую группу детского сада, то ни о каком взаимодействии с другими детьми речи не идет. До трех-четырех лет малыши чаще всего играют или со взрослыми, или сами по себе. Если у вашего ребенка есть брат или сестра, или он общается с детьми на детских площадках и в гостях, то этого достаточно для развития навыков общения. Для маленьких детей довольно дискомфортно пребывать целый день в группах, в которых вместе с ним находятся от одиннадцати (в логопедических) до двадцати пяти (в обычных группах) детей. Это сильная эмоциональная нагрузка для ребенка.

«Там его будут обучать, развивать и заниматься с ним». Занятия, проводимые в группе свыше пяти-восьми малышей, малоэффективны. Если ваш ребенок посещает какие-то развивающие, спортивные или художественные секции, то эффект от таких занятий будет значительно выше, чем от занятий в детском саду. В таком случае удается дать малышу гораздо больше знаний и умений за меньший срок.

«Мы не умеем с ним играть и заниматься. Ему с нами скучно». Получается, что мама находится дома, не работает, но у нее нет желания заниматься собственным ребенком. Что ж, это, конечно, аргумент. Безусловно, в саду, где ребенку уделяют внимание, ему будет лучше. Другой вопрос, что получится в будущем из таких отношений между детьми и родителями.

«Мы ждем второго ребенка» — такой аргумент тоже нередок. Да, с двумя или тремя детьми несколько сложнее, чем с одним. Однако малыш и так испытает стресс от появления брата или сестры, а тут еще добавится стресс от детского сада.

«Маме нужно выйти на работу, а больше малышу не с кем остаться дома». Это, пожалуй, важный аргумент в пользу детского сада действительно весомый мотив.

«Ребенку через год идти в школу, и нужно, чтобы он научился находиться в коллективе и подчиняться общим правилам». Это тоже веский аргумент «за». Ребенка в таком случае отдают в сад за полгода-год до школы, и школьная адаптация проходит для него легче, чем для домашних детей.

К содержанию

2 вопроса психологу об адаптации к детскому саду

Сын (3 года 6 месяцев) пошел в садик два месяца назад. В первые три дня его все устраивало, он даже не плакал при расставании, встречал меня радостный (но при этом почти не принимал участия в занятиях). На следующей неделе начались капризы, потом мы не ходили целый месяц — болели.

После болезни началось что-то ужасное. Это были не капризы, не истерики — срывы. Полпути до садика я несу его на руках (иначе он убегает, валяется на земле), в садике не дает раздеваться — плачет и кричит. Но самое страшное то, что он почти все время в садике хнычет, не успокаивается, не занимается, встречает меня тоже со слезами, с криком. Может разбудить меня ночью и спросить, пойдем мы сегодня в садик или нет. Боюсь, не перейдет ли это во что-то большее, не повлияет ли на что-то в будущем.

Спрашиваю, может, кто обижает — говорит: «Нет, просто очень не хочу туда ходить». Дома тоже стал неуправляемым и как будто беспомощным — в элементарных вещах просит помощи, а еще лучше, чтобы я за него все делала. Раньше такого не было.

Что-то в саду идет не так — реакция слишком сильная. Лучше всего поговорить с воспитателем, детским психологом или какое-то время поприсутствовать в саду, рядом с малышом. Тогда вы поймете, что происходит, и успокоитесь или, наоборот, предпримете какие-то меры. Ситуацию надо менять обязательно, иначе вы доведете ребенка до психосоматических заболеваний (когда он будет болеть, чтобы не ходить в сад). Важно разобраться, где заканчиваются капризы ребенка по поводу того, что он расстается с мамой, и начинаются страхи и проблемы в детском саду.

Младший сын (2 года 2 месяца) пошел в садик. Ходим три недели. Первая неделя прошла более ли менее спокойно. На второй неделе он покусал девочку, как мне сказали, просто так. Дома он нас не кусал, только брата старшего, когда ему был годик, мы это сразу пресекли. Сейчас мне говорят, что он больше никого не трогает, а эту девочку изводит. Он ей ничего больше не делает, только подходит к ней, а она начинает кричать. Я так поняла, она его боится, а ему это нравится. Как мне объяснить ребенку, что так делать нехорошо?

Ваш сын — маленький ребенок, ему сложно осознать то, что происходит. Налицо невнимание воспитателей к данной ситуации — это они должны разрешить возникший конфликт. Попробуйте сами объяснить ребенку, что если он будет так себя вести, то его также могут укусить, ударить, довести до слез.