Содержание:

Наши дети — даже младшие школьники — часто знают об Интернете не меньше, чем их родители. Но знают ли они о правилах безопасности в Сети? Предлагаем вашему вниманию главы из брошюры "Детская безопасность в Интернете: технологии и рекомендации в помощь учителям и родителям", изданной Центром семейной безопасности Google.

От редакции

Фонд Развития Интернет

"Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.

К содержанию

Как помочь ребенку избежать столкновения с нежелательным контентом?

  • Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода.
  • Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете, является правдой. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены.
  • Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами.
  • Включите программы родительского контроля и безопасного поиска, которые помогут оградить ребенка от нежелательного контента.
  • Постоянно объясняйте ребенку правила безопасности в Сети.
  • Тем не менее, помните, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую может быть гораздо конструктивнее, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.

Центр безопасного Интернета в России

  • Используйте специальные настройки безопасности (инструменты родительского контроля, настройки безопасного поиска и другое).
  • Выработайте "семейные правила" использования Интернета. Ориентируясь на них, ребенок будет знать, как поступать при столкновении с негативным контентом.
  • Будьте в курсе того, что ваш ребенок делает в Интернете. Чаще беседуйте с ребенком о том, что он делает в Сети.

К содержанию

Как научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете?

Фонд Развития Интернет

Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и другие.

Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в Интернете и другое. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы. Специалисты используют термин "груминг", обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично ("в привате"), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.

К содержанию

Предупреждение груминга

  • Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются.
  • Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии.
  • Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу.
  • Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствие взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу.
  • Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.
По европейским данным, значимость проблемы "встречи с онлайн-незнакомцами" во многих странах Европы существенно снизилась. В России этот вопрос остается одним из самых важных среди коммуникационных интернет-рисков. Половина российских детей постоянно знакомится в Интернете с новыми людьми, а 22% детей признаются, что встречались с интернет-знакомыми в реальной жизни. В Европе знакомятся в Интернете 29% детей, но встречаются с онлайн-знакомыми в реальности меньше — около 10%.

Детская безопасность в Интернете

Общение с интернет-знакомыми. Источник: Фонд Развития Интернет

Центр безопасного Интернета в России (ссылка)

Объясните ребенку основные правила поведения в Сети.

  • Нельзя делиться с виртуальными знакомыми персональной информацией, а встречаться с ними в реальной жизни следует только под наблюдением родителей.
  • Если интернет-общение становится негативным — такое общение следует прервать и не возобновлять.

К содержанию

Как избежать кибербуллинга?

Фонд Развития Интернет

Основной площадкой для кибербуллинга в последнее время являются социальные сети. В них можно оскорблять человека не только с помощью сообщений — нередки случаи, когда страницу жертвы взламывают (или создают поддельную на ее имя), где размещают лживый и унизительный контент. Особенно остро переживают кибербуллинг дети 9-10 лет: 52% детей этого возраста, ставшие жертвой подобной ситуации, в первую очередь девочки, указали, что были этим сильно или очень сильно расстроены.

Кроме того, нередко и сами школьники выступают агрессорами. В России 25% детей признались, что за последний год обижали или оскорбляли других людей в реальной жизни или в Интернете. Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга в два раза больше, чем в среднем по европейским странам. При этом и российские, и европейские школьники чаще сознаются, что проявляли агрессию лицом к лицу (16% в России и 10% в ЕС), гораздо реже признаются, что вели себя агрессивно в Интернете (6% в России и 3% в ЕС).

Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.

Предупреждение кибербуллинга

  • Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае нельзя писать грубые слова — читать грубости так же неприятно, как и слышать.
  • Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем.
  • Если ребенок стал жертвой буллинга, помогите ему найти выход из ситуации — практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички.
  • Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.
  • Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.
По данным, полученным в исследовании "Дети России онлайн", в среднем по России 23% детей, которые пользуются Интернетом, являются жертвой буллинга онлайн или офлайн. В Европе дети в среднем не намного реже, чем в России признаются, что стали жертвой буллинга (19%). Пятая часть российских детей-жертв буллинга подвергается обидам и унижениям либо каждый день, либо 1-2 раза в неделю. Особенно актуальна эта проблема для детей 11-12 лет: почти треть детей-жертв буллинга этой возрастной группы подвергается оскорблениям чаще одного раза в неделю.
Новые инфокоммуникационные технологии предоставляют дополнительные возможности для буллинга, и российские дети этим пользуются. Если сравнить виртуальность и реальность, то российские дети подвергаются буллингу в Интернете так же часто, как и в реальной жизни. Оскорбления в чатах, на форумах, в блогах и в комментариях к ним, поддельные страницы или видеоролики с элементами насилия стали привычной частью Рунета — каждый десятый ребенок 9-16 лет становился жертвой кибербуллинга. В европейских странах дети подвергаются кибербуллингу в Интернете в два раза реже.

Детская безопасность в Интернете

Как дети подвергаются буллингу? Источник: Фонд Развития Интернет

Центр безопасного Интернета в России

Как защититься от кибербуллинга:

  • Не провоцировать. Общаться в Интернете следует этично и корректно. Если кто-то начинает оскорблять ребенка в Интернете — необходимо порекомендовать уйти с такого ресурса и поискать более удобную площадку.
  • Если по электронной почте или другим электронным каналам кто-то направляет ребенку угрозы и оскорбления — лучше всего сменить электронные контакты (завести новый email, Skype, ICQ, новый номер мобильного телефона).
  • Если кто-то выложил в Интернете сцену киберунижения ребенка, необходимо сообщить об этом администрации ресурса. Можно также обратиться на "горячую линию".

Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и тем более не всегда знают, как ее предотвратить.

Вот на что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга.

  • Беспокойное поведение. Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу — самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.
  • Неприязнь к Интернету. Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
  • Нервозность при получении новых сообщений. Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.

Продолжение следует...

Брошюра "Детская безопасность в Интернете:
технологии и рекомендации в помощь учителям и родителям"