Вот недавно нашла свои записи какой-то там давности, где излагала свой взгляд на проблему детской занятости. Весело было почитать (и даже почти актуально, ведь младшенькая практически тоже доросла до того самого возраста). Писала все это для одного детского журнала, но так до конца свои мысли и не оформила и так и не отправила "шедевр" в редакцию. А сейчас показалось, что кому-то это может помочь, да и новые соображения на тему появились. Итак, сначала мой опус.

Сынуля растет не по дням, а по часам. После скорбных размышлений в очередной раз я – то есть неудачливая мамаша – сделала вывод, что слишком мало уделяю чаду времени и внимания из-за своей дурной работы. Получается, что даже дома я все время занята – сижу за компьютером, поэтому не могу развлекать и развивать его полноценно.

Размышления закончились неуемным желанием купить сынуле очередную "развивающую игрушку". Но тут я вспомнила наш "удачный" опыт. Сначала был барабан – малыш тарахтел несколько дней подряд, пока у "предков" не заболели уши, голова и горло (от бесполезных просьб о покое). Потом появились сборные мягкие паззлы – сынуля замучил просьбами их собрать, так как сам освоил только технику ломания. После у нас были и жужжащие заводные машины, и робот-самоход, издающий жуткие звуки, и музыкальный руль и кричащие "мама" куклы-близнецы. Большим преимуществом перед остальными игрушками у них было то, что малыш интересовался ими дольше одной минуты, но это же было и их недостатком – какафония царила в нашем доме.

Мы даже купили любимому чаду жутко дорогие "пальчиковые" краски, чтобы он развивал свои художественные навыки. Сына они очень обрадовали – все стены пестрели его рисунками, одежда стала похожа на малярскую робу, а сами краски закончились и были слизаны с пальцев за один календарный день.

После таких воспоминаний слезы навернулись на глаза, а тело содрогнулось. Кинулась советоваться с мужем, а он только отмахнулся и сказал: "Друзей ему не хватает, роди малышу сестричку!"

О, прекрасный выход! Такое мог посоветовать только беспечный мужчина, ведь я только восстановилась и снова вышла на работу. Правда, мысль о друзьях показалась мне рациональной, и я кинулась их искать. Сначала попыталась найти подходящего зверя – с короткой шерстью и не сильно вонючего, т. к. в обратном случае у нашего малыша на "дружка" начнется аллергия.

Мне предложили породистую (и очень дорогую) бесшерстную кошечку, но меня вовремя остановила мысль, что если она и не околеет в нашей квартире от холода, то сынуля ей поможет отправиться к предкам другим способом, т. к. очень любит закидывать игрушки в холодильник и смотреть, что у них внутри.

Решила сходить в игрушечный магазин и присмотреть там какую-нибудь разумную игрушку. Тамагочи в качестве друга мне не приглянулся – слишком хорошо наслышана о жутких трагедиях и слезах после смерти "виртуального зверя". Да еще остановило опасение: вдруг моему сорванцу понравится морить динозаврика голодом.

Отечественные Гоша, курица Феня и "Мишка с книжкой" хоть и говорили по-русски, но были сразу мной забракованы по причине их мягкости. К этой же категории я отнесла и лопочущего непонятщину Фэрби – все эти пушистости противопоказаны ребенку, страдающему бытовой аллергией.

Пришлось пристально рассматривать уродца с мечом – героя "Звездных войн", и другого уродца-инопланетянина из одноименного фильма. Они мурлыкали на импортном языке, закрывали глазки и балдели от прикосновений. Обращаться с оружием я не умею, поэтому забраковала и джедая – взрослый не поймет, что надо делать, а ребенок уж тем более.

Остался инопланетный зверь в красной рубашке на молнии. В инструкции утверждалось, что он умеет играть в прятки, спать, здороваться и кучу разных полезностей, только вот общаться с ним надо исключительно на английском языке. В общем, я решила, что ребенку, плохо говорящему на родном, это будет не очень полезно, да и денег, откровенно говоря, стало жалко.

Решение пришло совсем нежданно. Мы идем в детский сад! Пришлось отбросить все страхи по поводу болезней и плохого питания и отправить бабушек по домам, ведь настоящая дружба с настоящими детьми намного лучше всех игрушек. А инопланетянин у сынули все-таки появился: отчаявшиеся бабушки и дедушки решили порадовать любимое чадо и подарили ему уродца на день рождения. Так что теперь, если мы будем прогуливать детский сад или сидеть на больничном, то будет с кем поиграть в прятки и появится возможность поучить английский язык.

P. S. Вот такой вот оптимизм. Теперь могу уже изложить, что из этого всего получилось. Друзья, конечно, у ребятенка появились, и даже более того - с его темпераментом и жаждой общения их у него появилось очень много. Навыки новые он очень быстро стал осваивать – и лепку, и пение, и сморкаться наконец-то научился, и даже говорить стал намного лучше. Болеть он стал, конечно, чаще, но зато приобрел самое главное качество – умение жить в тесном сообществе себе подобных.

Я убедилась в пользе этого навыка, когда в 4 года перевела сына в школу-детский сад. Некоторые дети в нашем классе оказались "домашними", и у них возникли большие трудности при адаптации. Эти сорванцы делали то, от чего все остальные дети уже успешно отучились (года полтора назад) – рыдали, плевались, кусались, обсыпались песком, падали и сучили ногами и т. п., а одна девочка даже до сих пор засыпает с бутылочкой. И уж поверьте, если в 2-2,5 года это все нормально воспринимается, то подобное поведение 4-5 летних детей практически всех шокировало. Учителя, родители других детей, да и сами дети "записали" этих сорванцов в аутсайдеры.

Мне, если честно, до сих пор обидно, что, в общем-то, замечательный и общительный мальчишечка Сашка стал этаким изгоем из-за того, что всех оплевывал и обсыпал песком. Я своему сыну сразу постаралась объяснить, что таким образом Санька пытается привлечь к себе внимание, что он просто не знает, как надо дружить, и поэтому у него получаются всякие глупости. Но дети есть дети, и первое впечатление уже никакие уговоры не могли исправить.

А по поводу нашего интерактивного друга-инопланетянина могу сказать вот что: батарейки садятся очень быстро (а их 4 штуки), говорит он по-английски с такой дикцией и интонацией, что и взрослому человеку трудно понять. Единственным его достоинством является удивительная живучесть – уже второй мой ребенок таскает "дружка" за голову, за руки, выковыривает глазки, кусает за макушку – а ему все нипочем. Да и еще плюсик – его болтовня может отвлечь малютку минут на 15-25 (если давать его пореже, то и на более длительные промежутки времени – мне удается успеть приготовить ужин или обед, пока Лялька им развлекается).

kolbol, alozon@nm.ru.