Содержание:


Так как часто первые признаки депрессии напоминают собой возрастные особенности ребенка, только более ярко выраженные, родители не должны пропустить эту "выраженность", тем более при наличии таких настораживающих факторов, как внезапная тяга к наркотикам и алкоголю, побеги из дома и школы, заострение антисоциальных черт характера.

Говоря о причинах депрессии, прежде всего надо упомянуть всевозможные стрессогенные факторы, способные спровоцировать подобные состояния у детей. Причем если о факторах, связанных с потерей близких людей и разводом родителей, известно всем, то о таких, как адаптация к новой школе, новому городу, новой стране — почти никому.

Как показали исследования английских ученых, даже младшие дети в группе ровесников больше подвержены стрессам и депрессии. Причем, казалось бы, на первый взгляд совсем незначительная разница в возрасте — всего в несколько месяцев — имеет существенное значение. Так что не стоит спешить отдавать Вашего вундеркинда учиться на несколько классов выше из-за его необычных знаний и прекрасных способностей, торопясь вбежать во взрослую жизнь на предельных для этого скоростях, ведь последствия могут быть непредсказуемыми.

Безусловно, немаловажная роль принадлежит и школьным стрессам: конфликты с учителями, боязнь плохих оценок и получение их, контрольные работы и тесты, разборы плохого поведения в классе, коммуникативные трудности с одноклассниками в силу разных причин.

По данным последних исследований, дети, видящие насилие родителей по отношению друг к другу, чаще склонны к депрессии, чем их сверстники.

Депрессивным расстройствам довольно часто подвержены и подростки, у которых сформировался негативный телесный образ по отношению к себе, а также дети с ранним сексуальным опытом. Исследования американского ученого Кирка Джонсона показали, что у более 25% девочек с опытом раннего секса выявлялись признаки депрессии, в то время как у их одноклассниц без этого опыта подобное состояние отмечалось лишь в 7,7%. Депрессивные изменения регистрировались у 8,3% сексуально активных мальчиков и у 3,4% ребят, не занимающихся сексом.

В то же время ученые из Калифорнийского университета обратили внимание на то, что сексуально активные депрессивные подростки в основном занимались небезопасным сексом, пренебрегая презервативами и другими всевозможными видами контрацепции.

К депрессии чаще других склонны также дети, родившиеся недоношенными. И даже фанатизм современных подростков по отношению к своим знаменитым кумирам может явиться причиной депрессивного расстройства.

В последние годы доказано, что депрессия может передаваться от матери к ребенку, и вылеченная депрессия у матерей — путь к выздоровлению их детей.

Удивительное открытие американских и британских ученых коснулось послеродовой депрессии отцов. Оказалось, что эта депрессия может способствовать развитию депрессивных состояний и у младенцев уже через два месяца после рождения. Причем некоторые проблемы поведения отмечались у детей и в более позднем возрасте — раннем и дошкольном, отмечаясь чаще у мальчиков, подражавших поведению их отцов.

Ссора с другом, родителями, всевозможные конфликты в семье, наследственная робость и замкнутость Вашего ребенка — все может способствовать развитию этого заболевания.

Депрессия может проявляться также на фоне различных хронических заболеваний.

Но чаще всего депрессивные состояния возникают в связи с тем, что ребенок себя ощущает нелюбимым и лишним в семье, лишен нежности Вашей и ласки. Ваше авторитарное воспитание, бесконечные наказания и упреки, отсутствие взаимопонимания — тропинки и дороги к депрессии.

И когда Ваш ребенок хотя б намекает, что ему одиноко и грустно в семье, когда он твердит Вам постоянно о скуке, что ему "не везет", у него все не так — хотя б раз, но прислушайтесь к этим словам. Ведь ребенок не будет Вам жаловаться на депрессию, как может взрослый.

По мнению 3. Фрейда, депрессия — это неосознанная ярость, гнев, обращенный вовнутрь, реакция на свою беспомощность.

В то же время все чаще и чаще появляются исследования, доказывающие генетическую предрасположенность человека к депрессии. По мнению английского профессора-генетика Питера Шофиелда, 21% людей имеет генотип предрасположенности к депрессии, 26,4% — генотип устойчивости к депрессии и 53% — смешанный генотип. Так что, какими бы вескими ни были причины, способствующие развитию депрессивного состояния у Вашего ребенка, надо учитывать и предрасположенность его к этому состоянию на генетическом уровне. Депрессивный ребенок впоследствии может стать также и депрессивным взрослым.

А депрессия вряд ли пройдет без лечения устранением ее причины, если это, конечно, возможно. Иногда надо просто ребенка забрать из семьи на какое-то время к другим близким людям, и она угасает как искра, если стрессы таились в его родном доме. Иногда надо просто сменить Вам учителя. Иногда даже школу, каких-то друзей. Главное, чтоб Вы действовали, а не ждали, что когда-то пройдет все само. Может быть, пройдет. А если нет?

Депрессивный ребенок — своеобразная мина замедленного действия. И "сюрпризы" его поведения непредсказуемы: от самого страшного — суицидальных попыток до тяги к различным зависимостям — наркотической и алкогольной. Исследования голландских ученых показали, что депрессивные дети, став взрослыми, относятся к группе риска по употреблению экстази. Оказалось, что о признаках своей "несчастливости" знали уже в 3% случаев трехлетние дети и в 20% — тинейджеры.

На сегодняшний день, только по официальным данным, на нашей планете 120 миллионов людей страдает явной депрессией. И эта цифра прогрессивно растет. Но, если бы мы попытались давать как можно меньше поводов для появления ее у наших детей, хотя бы уменьшением количества разводов, то вряд ли б достигли такого "прогресса". И если бы мы как можно реже вовлекали бы наших детей в свои взрослые стрессовые ситуации... И если бы мы... Если бы... Если бы...

И как только добиться, чтобы это сослагательное наклонение перешло в повелительное, без бы... бы... бы... И как только добиться, чтобы все родители четко и без возражения делали то, что необходимо их детям для полноценной и яркой жизни.

К содержанию

Как желательно вести себя родителям при подозрении на наличие у ребенка депрессивного состояния

  • При малейшем подозрении на депрессию срочно обратиться к специалисту и обсудить с ним тактику "лечения", если причина будет связана с семейными и школьными обстоятельствами.
  • Обращать внимание на жалобы ребенка и его депрессивные высказывания, а не игнорировать их.
  • Постоянно анализировать особенности изменения поведения ребенка, если его внезапно тянет к замкнутости и одиночеству.
  • Разбираться в причинах постоянных капризов, если раньше ребенок был некапризным.
  • Понять, почему у ребенка вдруг резко пропал аппетит или же стал повышенным.
  • Не ругать за плохую успеваемость в школе, а понять — почему он стал хуже учиться.
  • Разобраться в причинах ухудшения сна и бессонницы.
  • Поощрять хобби и увлечения Вашего ребенка.
  • Оградить от того, что может испортить ему настроение.
  • Не выяснять с ним отношений по мелочам.
  • Создавать атмосферу радости и веселья.
  • Воспитывать оптимистом.

К содержанию

Как не желательно вести себя родителям при подозрении на наличие у ребенка депрессивного состояния

  • Надсмехаться над ним и специально провоцировать подобное состояние.
  • Не обращать внимания на жалобы ребенка, связанные с угрозой его здоровью, в связи с мрачными мыслями и унынием.
  • Узнав, что у ребенка депрессивное состояние, отказаться от лечения его у специалистов.

И все-таки, чтобы не пропустить начинающуюся депрессию у Вашего ребенка, как бы мало вы не общались с ним в силу сложившихся обстоятельств, постарайтесь воспользоваться критериями наблюдения за детьми с депрессивными состояниями, предложенными американскими врачами.

  1. Ваш ребенок плачет чаще, чем раньше?
  2. Он жалуется на ощущение грусти или внутренней пустоты?
  3. Когда что-то происходит не так, как он того хочет, думает ли он, что его жизнь безнадежна?
  4. Трудно ли ему заснуть, или же он просыпается посреди ночи и не может снова заснуть?
  5. Ваш ребенок потерял интерес к своим любимым занятиям?
  6. Он проводит больше времени один, в отдалении от друзей и семьи?
  7. Ваш ребенок поправился или похудел за последние недели?
  8. Он выглядит более измученным или утомленным, чем раньше?
  9. Он иногда говорит о причинении вреда самому себе?

Если Вы вовремя обратите внимание на начинающуюся депрессию и посоветуетесь со знающим специалистом, "мина" может и не взорваться и, скорее всего, Ваша истинная любовь и родительская интуиция уберегут ребенка и в дальнейшем от подобных сумрачных "сюрпризов" жизни.

К содержанию

Ситуация для родителей

Восьмилетняя Шура боится свою учительницу, которая все время выискивает у нее недостатки. Она не хочет ходить в школу, но мама, вместо того чтобы поговорить с педагогом, кричит на девочку и после любой жалобы ругает ее.

Однако в последние месяцы Шура уже не жалуется, а только плачет, идя в школу и возвращаясь оттуда. Она не хочет ни с кем разговаривать, перестала общаться с подружками, с трудом засыпает, вскакивая по ночам, и почти ничего не ест. Но маму Шуры все это лишь раздражает. А сегодня, когда школьный психолог посоветовала проконсультировать девочку у психиатра, она в ответ лишь пообещала, что выбьет сама из головы дочери эту дурь.

  • Правильно ли ведет себя мама Шуры по отношению к дочери?
  • Как на ее месте поступили бы Вы?

Его поза "Мыслителя" знаменитой скульптуры Огюста Родена, мыслителя, желающего постичь истину, испугала меня отсутствием даже проблесков мысли в его затуманенном взоре, пытающемся постичь эту "истину".

Он был весь отрешенный, отчужденный от всех, не желающий ни с кем общаться, слоено вправду сидел, как и Данте, у "Врат ада" и видел — что там, что за ними... то, что сам он когда-то создал. Правда, этому Данте было только два года, и в тот день он впервые пришел в детский сад, решив, что его мама таким образом бросила, почему-то оставив среди глупых детей, не дающих покоя даже самим себе.

Он был весь переполнен бессмыслием мыслей. Даже слезы застыли, не в силах скатиться, вися, словно сосульки, на длинных ресницах.

Он был рядом, но вовсе не здесь, в отрешенной своей виртуальности, убаюканный грустной мелодией, и щемящим так душу напевом, вдруг познав безысходность депрессии, в своем ноющем от тоски сердце.

Я всегда вспоминаю его, безутешного и одинокого, потерявшего вкус к нашей жизни... Этот вкус он обрел вновь лишь дома, не вернувшись потом в детский сад, правда, горечь осталась надолго, думаю, что еще до сих пор... Лишь бы вновь не сидел у "Врат ада".

Алла Исааковна Баркан, "Ультрасовременный ребенок"
Статья предоставлена издательством "ДРОФА-ПЛЮС"
ДРОФА-ПЛЮС