Содержание:

Если театр начинается с вешалки, то вуз - со дня открытых дверей. Именно после этого события большинство абитуриентов принимают окончательное решение: поступать или нет в выбранный институт. Итак, какие моменты необходимо выяснить на дне открытых дверей, чтобы впечатление о вузе было наиболее объективным?

Большинство учебных заведений проводят дни открытых дверей весной или осенью. Обычно информация об этом мероприятии афишируется достаточно широко: объявления на официальных сайтах и информационных стендах вуза, анонсы в специализированных изданиях и т. п. Идти на день открытых дверей не обязательно, но желательно: нужно это в первую очередь самому абитуриенту. В идеале хорошо бы "отметиться" на данном собрании несколько раз: в 10 классе - с чисто ознакомительной целью, осенью выпускного учебного года – чтобы окончательно определиться с факультетом, специальностью, специализацией и формой обучения, и весной – чтобы выяснить условия поступления.

К содержанию

Кто рано встает...

День открытых дверей – мероприятие достаточно долгое: начинается оно, как правило, в 10 утра и продолжается пять-шесть часов. Учитывая, что впереди практически весь день, может возникнуть искушение прийти позже – дескать, времени много, все успеется. На самом деле на дне открытых дверей стоит появиться за полчаса до начала официальной части, чтобы осмотреться, ознакомиться с повесткой дня, изучить рекламные буклеты и методические брошюры (чаще всего их продают в фойе). Кстати, литература для абитуриентов обычно уже содержит FAQ – ответы на самые распространенные вопросы.

К содержанию

Регламент

Дни открытых дверей во всех вузах строятся по одной схеме: общий сбор – вводная часть (например, в Российском университете дружбы народов (РУДН) вначале демонстрируется небольшой видеоролик о вузе) – слово ректора – выступление еще двух-трех человек из администрации – консультации в аудиториях на факультетах. После официальной части абитуриенты и их родители получают возможность задать все интересующие вопросы. Как показывает практика, гости предпочитают присылать в президиум записки из зала: многие стесняются обращаться к ректору лично. Самые популярные вопросы можно условно разделить на две группы: общего характера (возможные формы обучения, военная кафедра, порядок проведения вступительных экзаменов и т. п.) и конкретные, то есть касающиеся определенной специальности, специализации и т. д. Последние лучше задавать не на общем собрании, а непосредственно на факультете – в этом случае вы получите более исчерпывающий ответ.

К содержанию

Слово ректора

Обращение ректора к абитуриентам – ключевой момент дня открытых дверей. По тому, каким образом построена речь, можно многое сказать об учебном заведении. В идеале этот монолог должен быть максимально конкретным: гости хотят услышать рассказ о специфике данного вуза, а не о системе высшего образования в целом. Цель обращения ректора – объяснить абитуриентам, чем этот институт отличается от десятков ему подобных, чем особенно ценно образование, полученное здесь, какие перспективы ждут выпускников. Если речь состоит из бесконечных дифирамбов в адрес alma mater и – хуже того – отрицательных высказываний о коллегах из "конкурирующих организаций", впору задуматься, так ли уж все хорошо в "датском королевстве".

К содержанию

Тринадцать важных вопросов

Обращение ректора закончилось, и настало время задавать вопросы. В идеале список интересующих вас моментов лучше составить дома, иначе многое можно забыть или упустить. Итак, что необходимо уточнить на дне открытых дверей?

  1. Статус вуза: обычно абитуриенты осведомлены заранее, в какой вуз они собираются поступать – государственный или негосударственный. Тем не менее, если учебное заведение не входит в "первую десятку", если информации о нем не слишком много, лучше этот пункт лишний раз уточнить.

    Если вуз негосударственный Обязательно узнайте, есть ли у вуза лицензия и свидетельство о государственной аккредитации. Эти документы – основополагающие: первый гарантирует право на организацию обучения как такового, второй – право выдавать дипломы государственного образца. И лицензия, и аккредитация "обновляются" каждые пять лет. Кстати, наличие свидетельства об аккредитации нужно уточнить и в государственном вузе – особенно это касается новых, недавно открывшихся специальностей (чтобы быть аккредитованной, специальность должна существовать в вузе как минимум пять лет).

    Очень важно, есть ли у негосударственного вуза собственное здание. Если его нет, нужно выяснить, на какой срок заключены договоры аренды. Отсутствие собственного помещения у вуза определить несложно: обычно такие учебные заведения снимают несколько небольших площадей (зачастую в разных концах города), а для проведения дня открытых дверей арендуют здание концертного зала или кинотеатра. Если вы оказались именно в такой обстановке, обязательно уточните, где конкретно будут проходить занятия. Не исключено, что "просторные светлые классы" окажутся в районе Южного Бутово или Строгино.

  2. Вступительные испытания: порядок проведения экзаменов по выбранной вами специальности, сроки, особенности. Не забудьте узнать, засчитывает ли вуз результаты ЕГЭ, и если засчитывает, то какая система перевода баллов принята в этом институте.
  3. Конкурс и проходной балл: как правило, в качестве ориентира приводятся данные прошлого года, но не стоит забывать, что конкурс является довольно неточным "измерительным прибором": многие абитуриенты подают документы сразу в несколько вузов, в этом случае число "мифических" претендентов на одно место может значительно превышать реальные цифры.
  4. Льготы: если вы относитесь к той или иной группе льготников, имеет смысл уточнить, каким образом ваше право может реализоваться в конкретном вузе: какие документы и справки необходимо собрать. На коммерческие вузы положение о предоставлении льгот не распространяется – этот вопрос решается по усмотрению местной администрации.
  5. Олимпиады: помимо Всероссийской олимпиады школьников многие крупные вузы проводят собственные конкурсы, и их победители могут, по решению вузовской администрации, получить определенные преимущества при поступлении.
  6. Подготовительные курсы: режим их работы, возможные формы подготовки (очная, заочная, дистанционная и др.). Также стоит поинтересоваться, получают ли абитуриенты, окончившие эти курсы, какие-то привилегии при поступлении.
  7. Военная кафедра: стоит отметить, что вопрос о возможности получить отсрочку от армии обычно задавать не забывают, а порой он звучит на дне открытых дверей несколько раз.
  8. Общежитие: свободные места, условия заселения (платно/бесплатно, сразу или спустя какое-то время с момента зачисления в вуз).
  9. Система образования: она может быть как двухступенчатой – бакалавриат (четыре года) + магистратура (два года), так и традиционной (построенной по пятилетней схеме).
  10. Преподавательский состав: соотношение количества собственных и внештатных педагогов, число преподавателей с учеными степенями. В вузе может быть порядка 30–40% внештатных преподавателей – обычно это практики, сочетающие основную работу с преподаванием. Такое соотношение считается самым оптимальным для прогрессивного учебного заведения.
  11. Материально-техническая база: оснащение вуза компьютерами, наличие библиотек (в том числе и электронных), спортивных площадок, баз отдыха и т. п.
  12. Особенности платного обучения: этот вопрос актуален и для коммерческих, и для государственных вузов, в которых есть платные отделения. Нужно выяснить ряд деталей: сколько придется платить в год, есть ли возможность получить кредит на образование, планируется ли увеличение стоимости обучения в течение следующих пяти лет. Если вы собираетесь учиться за деньги, можно попросить для ознакомления образец договора, который заключается между студентом и вузом.
  13. Практика: возможность стажировок за рубежом, контакты вуза с потенциальными работодателями, перспективы дальнейшего трудоустройства.

К содержанию

Фигура умолчания

По тому, как ректор и другие участники дня открытых дверей отвечают на вопросы аудитории, можно составить мнение не только об их ораторских способностях, но и о "прозрачности" и открытости учебного заведения в целом. На самом деле на презентации вуза не место "туману" и флеру таинственности – каждый вопрос должен находить конкретный, исчерпывающий ответ. Все аспекты, связанные с учебой (начиная от соотношения платных и бюджетных мест на той или иной специальности и заканчивая временем действия лицензий и договоров аренды) не могут быть предметом коммерческой тайны.

Не стесняйтесь задавать вопросы
Елена Мартыненко, начальник Управления маркетинга и приема студентов РУДН:

- День открытых дверей в РУДН всегда проходит в торжественной обстановке и, как правило, начинается с общего собрания в актовом зале, в ходе которого гости университета задают вопросы непосредственно нашему ректору Владимиру Михайловичу Филиппову.

Что здесь важно? Не стесняться задавать вопросы. Если не успели сделать это на общем собрании, можно выяснить интересующие вас моменты позже, на собрании факультета. Вопросов поступает множество. Среди них большой процент тех, что повторяются из года в год: предоставляется ли отсрочка от армии, имеются ли льготы для медалистов и выпускников колледжей, кто может рассчитывать на проживание в общежитии и т. д. Очень популярны вопросы, связанные с единым государственным экзаменом. Из забавных вопросов – "Можно ли будет играть в вашей команде КВН?". Кроме того, гостей вуза волнуют такие актуальные для всех проблемы, как распространение наркотиков, обеспечение безопасности, расовая нетерпимость и другие. Важно отметить, что ни один вопрос, заданный на дне открытых дверей (неважно – в письменной или в устной форме), не остается без ответа.