"Купи-и-и! Это! А еще вот это! Ну, только вот это и всё, ладно?" Какая мама не приходила в замешательство, услышав такие слова из уст своего ребенка. И как назло всё самое яркое и привлекательное ушлые мерчендайзеры (чтоб им всю жизнь так называться!) выложили именно на уровне глаз ребенка. А еще и самой хочется покрутить в руках вон ту куклу (давно ли сама ребенком была), понажимать кнопочки вон того говорящего телефончика...

Стоп, нет, надо взять себя в руки и идти покупать именно то, за чем пришла. Только то, что написано в заготовленном списке. И сразу чувство вины: ребенку ТАК хотелось, он ТАК просил, а я — мать-ехидна... Когда я в очередной раз забыла на кассе кошелек, отбиваясь от просьб своих дочерей-погодков (им было года 3-4) купить заботливо выложенную вокруг касс ерунду, у меня созрела одна идея, которая оказалась очень полезной для разрешения подобных ситуаций.

Как известно, лучший способ сказать "нельзя" ребенку — это сказать "можно". Покупать по просьбе ребенка нельзя? Можно! Но только в определенный день. Дети немедленно окрестили этот день "Днем балования". Действительно, в этот день ребенка БАЛУЮТ, то есть исполняют его желания, покупают ему то, что выберет он сам, а не то, что считают нужным купить родители.

День балования — не инструмент для манипулирования. Возникает иногда соблазн: "уберешь в комнате — получишь на День балования", "плохо себя вёл — лишаешься Дня балования". Нет! Баловать — значит баловать, безо всяких условий. Поскольку обычно просьбы детей сводятся к игрушкам и чему-нибудь съестному, то у нас оговорено, что мы покупаем небольшую игрушку и лакомство. Большие игрушки "заказываются" к праздникам.

''День балования'', или Шопинг с детьми – и с удовольствием

День балования "празднуется" по средам (максимально далеко от выходных, когда детям и так перепадают какие-то презенты и вкусности — в поездках, в гостях и т.п.). На просьбы что-то купить в другие дни обычно отвечаем: "Да, конечно, в среду будет День балования, и ты сможешь купить себе эту вещь". Тут очень хорошо проявляется, действительно ли вещь так уж нужна ребенку. Бывает, что он "вынашивает" идею о покупке всю неделю, помнит, где она продавалась, ведет меня в ТОТ магазин, в ТОТ отдел. А частенько "ну о-о-очень нужную" вещь забывает сразу же по выходе из магазина.

С взрослением детей условия Дня балования несколько изменялись. Когда они начали понимать цену денег, мы стали просто оговаривать максимальную сумму покупки. Еще чуть старше стали, и появилась возможность накапливать деньги — это уже плавный переход к карманным деньгам. Но главное остается неизменным — "балование", то есть безусловная, не зависящая от воли родителя покупка желаемого, радость ожидания и ответственность за собственный выбор.