1. Давай с тобой играть!
Вы приходите домой с работы и, едва успев поужинать, слышите от Вашего ребенка эти слова: "Давай с тобой поиграем!" Однако Вас так просто не поймаешь, живыми Вы не сдадитесь. Вы были к этому готовы. Папа каким-то образом уже успел упасть на диван, на ходу схватив газету и пульт управления. Мама занялась стиркой, штопкой, глажкой, мытьем посуды, перестановкой мебели, приготовлением уроков со старшим сыном или расчесыванием "своего маленького песика, котика" и т.д.

Конечно, газету не слишком удобно читать вверх ногами, да и мебель переставлять нет никакого смысла - ведь завтра все начнется сначала. Зато Вы готовы к длительной осаде и штурму Ваших бастионов.

На решительное, энергичное и настойчивое предложение чада интересно провести время, папа, осторожно выглядывая из своего укрытия и заговорщицки подмигивая, доверительным шепотом отправляет его в соседнюю крепость: "Мама уже отдохнула - ей совсем не трудно двигать мебель. И она очень хочет с тобой поиграть, только стесняется об этом сказать".

И папа в который раз удивляется наивности своего малыша, отправляющегося к маме, и начинает любить его еще крепче.

"Мама, ты меня любишь - тогда поиграй со мной". Конечно же, мама любит ребенка, но его просьба так неожиданна и совсем не входит в ее планы. И мама рассказывает сказку про то, как один непослушный мальчик или одна непослушная девочка все время мешали маме заботиться о них. И поэтому, когда они выросли, мама поседела, а папа вышел на улицу погулять, и его съела Баба Яга.

Напуганный страшным концом этой истории, малыш прячется под стол, а мама спокойно продолжает заботиться о семье.

Через некоторое время ребенок решает проверить, жив ли еще его папа, не полакомилась ли им противная Баба Яга.

Глава семейства занимается тысячью неотложных дел одновременно. Включив телевизор на полную громкость, он поет веселую песенку: "Спи глазок, спи другой". Просматривая новости по нескольким телеканалам сразу, он периодически заглядывает на трансляцию футбольного матча. Вежливо подсказывая футболистам, куда надо бить мяч, деловито отвечает что-то телефонному собеседнику: "Да-да, встречаемся завтра в 11 часов… чтоб у тебя нога отсохла, надо было отдать пас… и постарайтесь не опаздывать… дополнительного времени не хватит, чтобы отыграть пять мячей".

Едва завидев своего ребенка, папа вспоминает прекрасные дни молодости и слова своей мамы о вреде женитьбы. Его жалобные причитания о коварстве близких прерываются чарующими звуками гимна освобожденных родителей: "Спи моя радость, усни"…

День окончен, малыш спит в обнимку с плюшевым крокодилом, и Вы понимаете, что это милое и трогательное существо - самая большая радость в Вашей жизни. А если Вас огорчает, что Вы "забыли" сегодня с ним поиграть, не расстраивайтесь. Завтра утром раньше будильника прозвенит ангельский голосок: "Давай с тобой играть!"

2. Эти серьезные детские игры
Что ж, дорогие читатели, я описала один вечер одной счастливой и дружной семьи не для того, чтобы намекнуть Вам, что эта история - про вас. Я только хотела привлечь Ваше внимание к одной серьезной теме. И, как водится, перед этим рассказала Вам анекдот, который Вы, наверное, не раз уже слышали. Да и основная тема этой статьи, как Вы уже поняли, тоже, пожалуй, с бородой.

Ну какой родитель не знает, каково значение игры в жизни ребенка. Какой родитель не подтвердит, как трудно оторвать от игры увлекшегося малыша.

Однако, наверное, не все родители отдают себе отчет в том, что игра - это самое серьезное, чем занимается ребенок в своей жизни; что игра - это та стихия детства, без которой невозможно дальнейшее развитие и, в конечном итоге, взросление малыша.

Я психолог, работаю с детьми. Ко мне часто приходят мамы, которые сетуют на ребенка-дошкольника, не желающего заниматься английским и математикой: "Играть может часами, а задачки порешать и пяти минут не выдерживает. Как же он будет учиться в школе? Но я его все равно заставляю". И далее следует перечень мер, предпринимаемых для воспитания воли и обучения выдержке:

  • Покупаю мороженое - лишаю сладкого;
  • Разрешаю лишние 15 минут поиграть на компьютере - сегодня не сядешь за компьютер;
  • Пойдем гулять в зоопарк - не пойдешь гулять вообще;
  • Привязываю к стулу - обещаю отвязать от стула, как только напишет еще три цифры.

Да, современная жизнь предъявляет к ребенку огромные требования; объем информации, который приходится усваивать, непомерно велик. И конечно же, любому родителю, озабоченному будущими успехами своего чада, кажется, что вот сейчас, как можно раньше, надо приступать к занятиям и обучению. Ребенок же, никак не внемлющий доводам разума, уговорам и наказаниям, упорно предпочитает игру. Вы опять и опять слышите: "Давай с тобой играть". Может быть, все-таки стоит прислушаться к этому "странному" желанию сына или дочери и изменить свое отношение к игре?

Давайте попробуем сделать это вместе и перво-наперво узнаем побольше о самом предмете.

Итак, игры делятся на несколько типов:

  1. Предметно-манипулятивные или, проще говоря, игры с предметами. В эти игры играют дети от 1,5 до 4 лет. Посмотрите, как увлеченно ребенок разбирает на кусочки только что купленную игрушку. Вы расстроены и даже рассержены, а ведь ребенок в этот момент получает первые представления о мире. Это для нас, взрослых, понятно, что в горлышко бутылки нельзя полностью протолкнуть ложку. Ребенок же пока не знает понятий "большой" и "маленький". Поэтому он пытается сделать это. Безуспешно. Но как только в бутылке окажется бусинка или горошина, малыш сможет буквально руками почувствовать разницу между "большим" и "маленьким". Так возникают представления о размере. В играх с предметами ребенок изучает их свойства. Полученные представления затем систематизируются и становятся основой логического мышления.
  2. Сюжетно-ролевые игры. Самые простые примеры этих игр: "Дочки-матери", "В доктора", "В школу". Сюжеты посложнее могут повторять известные произведения литературы, кино и т.д., отражать яркие жизненные впечатления детей. Так, после показа фильма "Титаник", дети до сих пор разыгрывают сюжет "Смерть среди айсбергов". А прошлой осенью в играх детей в школах и детских садах преобладала тема взрывов. В эти игры играют дошкольники с 4 до 7 лет. Значение их для развития огромно. Во-первых, выбирая и разыгрывая различные сюжеты, ребенок подражает занятиям взрослых, по сути, учится пониманию смыслов жизни и отношений людей. Во-вторых, выбирая различные роли, становясь то мамой, то добрым доктором, то злым Бармалеем, ребенок как бы становится на место другого человека, начинает смотреть на мир с его точки зрения. В результате малыш начинает понимать чувства и желания других людей, у него развивается эмпатия - способность ощутить то же, что и другой, побывав "в его шкуре". Ведь первоначально это знание ребенку недоступно, он эгоцентричен по природе вещей. Вспомните, как в детстве мы играли в прятки, свято веря, что если мы никого не видим, то и нас никто не видит. Изначальная сущность детства: мир таков же, как и я, мир вокруг и для меня; мир существует для того, чтобы удовлетворить мои желания. И когда ребенок благодаря смене различных ролевых позиций в игре, открывает для себя желания другого, он становится способным к сочувствию и состраданию. Таким образом, сюжетно-ролевые игры способствуют развитию эмоциональной сферы маленького человечка.
  3. Наконец, еще один тип игр - игры с правилами. Они построены на тщательной регламентации того, что "можно", и того, что "нельзя". Появление этого типа игр в игровом репертуаре детей происходит в возрасте около 5-ти лет. Такие игры тоже знакомы нам с детства. Это различные подвижные игры, "Да" и "нет" не говорите", "Колечко, колечко, выйди на крылечко" и т.д. Здесь в коллективной игре вырабатывается умение взаимодействовать со своим игровым партнером, соотносить свои желания с чужими, навыки самодисциплины, выдержка, упорство, стремление к победе. Ребенок еще не привык сдерживать свои непосредственные импульсы. Из-за психофизиологической незрелости нервной системы ребенку пока трудно соблюдать правила и нормы поведения. Часто ребенок просто не может контролировать себя, хотя и понимает, что так делать нельзя. Но вот в игре - другое дело. Если ты не сосредоточишься, не выполнишь правило, не сдержишь непосредственный импульс, игра развалится. Так возникает умение отсрочить свое желание, а в самосознании ребенка появляется внутренняя система регуляции своего поведения, а это ни что иное, как развитие волевой сферы. Таким образом, игра воспитывает практически все качества, необходимые ребенку в будущем: умение сосредоточиться и мгновенно реагировать, командовать и подчиняться, стоять за себя и разделять чужое настроение. Не менее важна роль игры для развития воображения и образного мышления, без которого невозможна никакая творческая деятельность. Поэтому, дорогие родители, не бойтесь, что Вы потратите время на игры с детьми в ущерб занятиям. Пусть ребенок, придя в школу, не будет владеть системой интегрального исчисления, пусть пока он сможет только нацарапать печатными буквами пару слов. Поверьте, у него все впереди и ему будет обеспечен успех, если он наиграется вволю.

Продолжение статьи...

Дунаева Юлия, специалист по возрастной психологии.