«Могу с большой уверенностью сказать, что именно принцип „Дари и благодари“ — основа успеха моего бизнеса и в целом философия моей жизни», — говорит бизнес-тренер Дария Бикбаева. В книге о том, как сделать прибыльным свое дело, она делится полезными советами и вдохновляющими историями из своего опыта.

Дари и благодари: 12 правил успешного бизнеса

В любой свой продукт или услугу, в каждое действие вкладывайте искреннее желание помочь, а не продать. При каждом знакомстве в первую очередь я думаю о том, чем могу быть полезна этому человеку, и у меня никогда не возникает мысли — чем мне выгодна эта встреча? Взаимная выгода обязательно возникает в отношениях между людьми, но только если вы изначально научитесь отдавать и дарить от чистого сердца.

Искусство дарения тоже имеет свои законы. Я совершенно не согласна с пословицей «Дареному коню в зубы не смотрят» — я бы совсем не обрадовалась, если бы мой подарок оказался с изъяном. Поэтому поделюсь своей философией этого искусства.

  1. Прекратите жадничать! Это касается не только денег. Я имею в виду много что еще: советы, эмоции, время, любовь, комплименты, улыбки, крышу над головой, тарелку супа, кусок хлеба. Приглашайте в гости, угощайте, знакомьте, делайте нужные звонки ради другого, живите по максимуму каждый момент. В каждом проекте, знакомстве, партнерстве задавайте себе вопрос: «Что я могу еще сделать?» или «Это максимум моих возможностей?». Пока я жила с желанием приберечь — знания, знакомства, энергию, — то и возможности мои были достаточно ограничены. Как только я стала максимально отдавать, взамен я стала получать в разы больше! Энергия, деньги, подарки судьбы, интереснейшие знакомства наполнили мою жизнь.
  2. Слушайте внимательно — изучайте тщательно. Сделать потрясающий подарок совсем не сложно, если ты знаешь человека, его увлечения, пристрастия и т.д. С самого начала знакомства я записываю информацию, которая может оказаться важной в нужный момент. Если меня приглашают в гости, я обязательно обращаю внимание на то, что коллекционирует человек, что ему нравится изучать, какие сувениры он привозит из поездок и т.д. Рабочий стол человека тоже может дать много информации. Задавайте вопросы, раскрывайте для себя человека и не забудьте потом записать все, что узнали. Замечайте особенные вещи, делайте восторженные комплименты — в ответ вы обязательно услышите много нужного и интересного. Знайте страхи человека — это очень важно! Не стоит дарить салют из живых бабочек тому, кто боится насекомых.
  3. Дарите ценное. Это не значит дорогое. Дарите то, что для человека является ценным. Если это ваш клиент или вы хотите, чтобы он стал вашим клиентом, — подарите то, за чем он обращается к вам, либо вы хотели бы, чтобы он обратился.

Чаще всего моя компания дарит видеофильм — сюрприз от семьи, от друзей, либо мы собираем архивы и создаем что-то новое, специально для нашего клиента. Это самый лучший подарок! Испытав от него яркие эмоции, наши клиенты начинают дарить такие фильмы своим друзьям, партнерам, членам семьи. Не забывайте об эффекте персонализации, дарите специально созданное, именное.

Организатор мероприятий Наталья Шишкина сразу после свадьбы создает подарок для каждого клиента — объемные настенные панно, которые она называет 3D-открытки. Панно выполняется в стиле свадьбы, на обороте — стихи про историю любви этой пары и обязательно контакты Натальи.

Мастер песочной анимации Тори Воробьева заранее готовит незабываемые ролики и в конце мероприятий презентует их своим клиентам. Трогательные, неповторимые сюжеты, воплощенные ее руками в песке под особенную музыку, навсегда запоминаются, как и сама Тори.

  1. Не бросайте в беде, не мелочитесь. Если к вам обращаются за мелкими услугами, особенно при форс-мажорной ситуации, окажите их бесплатно. Отремонтируйте то, что необходимо, найдите срочно нужного специалиста, отдайте то, что есть у вас на складе, но не берите за это денег! Так вы завоюете дружбу, доверие и благодарность.
  2. Давайте больше, чем от вас ждут. Это потрясающее правило, которое совсем не сложно соблюдать. Все любят бонусы и подарки. Особенно те, на которые абсолютно не рассчитываешь. Когда мы покупаем в магазине овощи, нам считают копейка в копейку, а иногда и обсчитывают. На рынке очень милая, добрая бабушка чаще всего взвесит «с походом» — мелочь, а приятно. Дарите такие приятные мелочи каждому клиенту — тогда они обязательно к вам вернутся и приведут друзей.
  3. Взаимопомощь вместо конкуренции. Превратите своих конкурентов в хороших и добрых друзей. Поддержите в трудную минуту, поделитесь бесплатно своими ресурсами, передайте клиента, если по какой-то причине вы не можете для него работать в данный момент. Такие отношения с конкурентами помогли мне выжить в очень трудной ситуации.

Так случилось, что однажды под Новый год у нас не было ни одного заказа, и компания терпела убытки. Именно тогда Лариса Брук, руководитель одной из лучших ивент-компаний Казани, передала мне очень большой заказ. И не просто подарила, а дала ценные советы, как лучше одеться, в каком виде подать презентацию и т.д. Я очень ей за это благодарна и, конечно, в долгу не останусь. Уже много лет мы с ней действительно большие друзья.

  1. Дарите знания. Я очень долго думала, что мои знания — это конкурентное преимущество. Я была похожа на Скруджа Макдака, который прятал свои сокровища и совершенно их не расходовал. Шаг за шагом я начала делиться опытом, с каждым днем все больше и больше. Кроме того, что я получаю огромное количество благодарностей, я стала еще очень быстро расти и развиваться: каждый день я жадно ищу, придумываю, изучаю, создаю новые знания, так как старые уже отдала.
  2. Дарите идеи. Не бойтесь плагиата. Если вас копируют, значит, вы стали примером для подражания, и это уже хорошо. Если вам легко подражать, значит, есть повод повысить мастерство и создавать такие шедевры, сделать копию которых очень сложно.

Дари и благодари: 12 правил успешного бизнеса

И еще очень важный момент: другие люди могут украсть ваши идеи, но никогда не смогут украсть ваш мозг. Конечно, если вы сможете защитить идеи и продавать технологии — это потрясающий способ еще больше укрепить свое финансовое положение. Есть силы — защити и продай, нет сил и времени — подари и придумай новое!

  1. Благодарите! Делайте это повсеместно! Говорите, пишите, кричите слова благодарности всем, кто помогает вам в этой жизни. Не забывайте сказать «спасибо», выделяйте для этого время в своем графике. Пишите посты благодарности в социальных сетях. Попробуйте делать это каждый день в течение месяца, но только так, чтобы человек, о котором вы пишете, обязательно увидел эту публикацию. Спустя месяц вы получите потрясающий результат и очень удивитесь.

Благодарите не только добрым словом и не только знакомых людей. Просто улыбайтесь всем вокруг! Раньше я думала, что так делают только дураки, но на самом деле улыбка — самый эффективный инструмент общения. Используйте его!

  1. Станьте благотворителем. Найдите социальную сферу, которая вас трогает. Пенсионеры, таланты, люди с ограниченными возможностями, бездомные животные — тех, кто нуждается в помощи, вокруг нас множество. Выберите одну тему, самую важную для вас, подумайте, как вы можете изменить ситуацию, и начните делать хоть что-то. Если каждый из нас начнет делать маленькие и большие шаги, мир очень быстро станет намного лучше!
Готовьтесь заранее! Создайте календарь с напоминаниями минимум за месяц до важных дат. Думайте, чем можете порадовать особых клиентов и своих близких. Анализируйте информацию, начинайте готовить особенные подарки хоть за год, лишь бы успеть вовремя.
Мы часто берем интервью для наших фильмов. У нас есть обыкновение узнавать, какие события у клиента планируются в ближайшие два-три года, и задавать вопросы «про запас». Все интервью тщательно архивируются, а ближе к дате поднимаются из архива и создаются видеоподарки, о которых клиенты даже не подозревают.