Содержание:

В Москве еще сохранились такие уголки древности, в дату возникновения которых трудно поверить. Недалеко от Краснохолмского моста, на самой круче высокого берега Москвы-реки в ХIII веке возник монастырь "на Крутицах".

Сложившийся к ХVII веку ансамбль хорошо виден с реки. Когда прогулочный катер приближается к холму, перед нашим взором предстает "диво дивное" — старинные постройки со сказочным теремком, переливающимся разноцветными изразцами. Об истории Крутицкого подворья, чудом сохранившегося до наших дней, и хочется поведать читателю.

К содержанию

Подворье "на Крутицах"

История подворья восходит к далеким временам правления Александра Невского (1246-1263 гг.), когда его сын, молодой князь Даниил Московский (1261-1303 гг.) пожаловал землю "на Крутицах" епископу Сарайскому и Подонскому. В этом же ХIII веке здесь, за воротами окраинной, деревянной Москвы, где речка Сара впадает в Москву-реку, "возникло Крутицкое подворье Сарской епархии, центр которой находился в столице Золотой Орды — Сарае для живущих там русских". Сначала это было небольшое укрепленное подворье, стоявшее, как страж, на подступах к городу, возле которого выросла слобода Арбатец (не путать с Арбатом). " В ХVI веке при учреждении патриархии Крутицкое подворье превратилось в резиденцию митрополитов Сарских и Подонских".

Новое строительство развернулось здесь столетием позже, когда ее духовные пастыри стали строить для своего подворья каменные двухэтажные палаты, не уступающие по богатству внешней отделки дворцовым постройкам.

Палаты соединялись небольшим переходом с домовой церковью и летними покоями. В центре ансамбля находилась Воскресенская церковь, перестроенная в ХVII веке в крестовую палату митрополичьего дворца. В 1685 году для прихожан слободы вблизи монастыря строится Успенский собор с шатровой колокольней и крыльцом на массивных опорах. От собора к главному двухарочному въезду в подворье, примыкающему к каменному митрополичьему дому, тянется высокая стена — ограда. Внизу она прорезана тремя мощными арками, а по верху ее идет переход, перекрытый кровлей. Опорой для нее служат толстые декоративные столбы верхней сквозной аркады. Внутри и снаружи этот переход, изображенный на рисунке, был украшен изразцами и другими декоративными деталями, т.к. служил для торжественных шествий крутицких митрополитов, направляющихся в Успенский собор на церковную службу из своего каменного дома. В 1660 году строятся хозяйственные корпуса, замыкающие центральную часть подворья, а в ХVIII веке у реки были сооружены Набережные палаты — последние в этом комплексе.

Все эти новые постройки вместе с древними строениями подворья составили большой и красивый ансамбль. Подворье было окружено свободными пахотными землями, поэтому за стенами монастыря в ХVII веке был разбит большой сад с фонтанами.

От городской застройки подворье отделяла каменная стена с башнями по углам.

Так, к ХVIII веку Крутицкое подворье оказалось одним из самых живописных архитектурных ансамблей Москвы, Особенно, когда над двухпролетными въездными воротами был возведен "Крутицкий теремок".

К содержанию

Крутицкий теремок и его мастера

Архитектуре въездных сооружений мастера Древней Руси всегда уделяли особое внимание. Ворота, въезды украшали различными декоративными деталями, выполненными в резьбе по дереву, или выложенными из фигурного кирпича или белого камня. Над воротами ставили надвратные церкви, башни, возводили терема. Крутицкий теремок, построенный над двумя въездными арками, стал жемчужиной архитектуры ХVII столетия(1694 г.). Для строительства терема были призваны известные по тем временам зодчие — Осип и Иван Старцевы, а также Ларион Ковалев.

Увенчанный традиционной кровлей с прорезным гребнем, украшенный почти коринфскими колонками и барочными наличниками на окнах, наделенный совершенными пропорциями теремок — стройный и изящный — становится украшением всего подворья, равно как и его композиционным центром.

Подобно драгоценному ларцу, сверкая многоцветной изразцовой облицовкой фасада, он поражал современников не только богатой отделкой новым материалом — изразцами, но и современным, почти ювелирным исполнением в керамике множества отделочных деталей, выполненных, предположительно, Степаном Ивановым по прозвищу Полубес — мастером-художником, выходцем из белорусских земель. Исполненные мастером изразцы с растительным орнаментом покрывают стены фасада и даже архитектурные обломы и карнизы. Из особых объемных изразцов выполнены приставные колонки наличников окон и более широкие разделительные колонки. Они не плоские, а, в подражание резьбы по дереву скульптурно-рельефные, с изображением сложного ажурного сплетения виноградных лоз — символа жизни.

К содержанию

Восстановление подворья

Восстановлением и частичной реставрацией подворья в 60-е годы ХХ века занимался Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984 гг.) — выдающийся реставратор, специалист по архитектуре ХII-ХVII вв.

Благодаря его проекту была выправлена наклонившаяся стена обходной галереи, восстановлены древние переходы, крыльца, главы собора, сделан проект реставрации всего комплекса, приближенный к ХVII веку.

К сожалению, реставрационные работы растянулись на долгие годы. А так хотелось бы увидеть этот ансамбль таким, каким созерцали его наши далекие предки!

Ведь это не только архитектурный памятник, но и исторический. Известно, что отсюда добровольческие отряды под предводительством Минина и Пожарского начали освобождение Москвы от иноземных захватчиков.

В ХVII веке в здешних подвалах сидел протопоп Аввакум — сторонник старообрядцев, а в 1837 году находился в заключении революционер-демократ А.И.Герцен.

Людмила Шестаковская
Статья предосталена сайтом
KDO.ru