Вот и дети подросли, вопросы начали задавать каверзные. Вы уже давно задумываетесь над тем, чем с пользой занять свое чадо, как заполнить его время, чтобы:

  • дурака валять было некогда;
  • в жизни пригодилось;
  • было недорого;
  • нравилось;
  • недалеко было возить;
  • у родителей оставалось хоть немного сил в конце трудового дня.

Если на последний пункт большинству родителей вряд ли приходится рассчитывать, то из первых пяти можно скроить некий компромисс. Допустим, кружок рисования ребенок успешно прошел, и обои в комнате вы уже переклеили. Теперь спорт. Дело нужное, все "за". Даже бабушки согласны возить внука по очереди. Но этого мало. Ребенку нужно что-то "для души". Может быть, это музыка?

А тут еще Софья Альфредовна какая-нибудь твердит, что у ребенка слух уникальный. И если вам медведь на ухо наступил, и вы в детстве мимо музыки прошли, то и в этом случае задумаетесь. А если нет - то сам Бог велел. Осталось выбрать инструмент.

Скрипка, скрипочка... Как-то смущает. Говорят, первые несколько лет родителям ученика придется слушать резкие фальшивые звуки вместо музыки.

Кларнет... зубы жалко.

Гитара? Гитара - хорошо. Но как-то несерьезно, нефундаментально.

А вот рояль! Король инструментов. Солидно. Только тяжелый больно и места много занимает.

Тогда пианино. В общем, то же самое, а гораздо компактнее, да и популярно. Вон, в оркестре пианист ближе всех к дирижеру сидит, и видно его лучше всех. А у соседей сверху кто-то второй месяц "Сурка" мучает. Чем мы хуже? Мы лучше! Решено! Отдадим на фортепиано.

И тут в семье начинается разговор о том, о чем, собственно, и написана эта статья, то есть о пианино.

Муж хмуро вспоминает, как они в армии вшестером тащили командиру старый "Аккорд" на 7 этаж, и занимает позицию "против", гипотетически склоняясь все же к скрипке или кларнету (он, очевидно, не знает, что и в этом случае через год-другой пианино опять-таки потребуется).

Бабушка, безусловно, твердо "за", но смутно ощущает некую тоску, глядя на любимый комод, и понимая, что другого места в комнате для пианино просто нет. А зять давно мечтает его выбросить!

Вы, как человек, привыкший тонко "разруливать" семейные ситуации, понимаете, что на этом можно сыграть, перетащив мужа на свою сторону. Но бабушка? И тут приходит мудрая мысль: надо купить электронные "клавиши". И недорого, и легкие - взял подмышку и понес, и настраивать не надо, и сквозняков не боится.

Ура!!!
Стоп!

А теперь серьезно.

Нам предстоит ответить на несколько вопросов.

  • Чем электронный аналог лучше (или хуже) акустического инструмента?
  • Какой именно инструмент предпочесть, если такая необходимость возникла?
  • Как выбрать пианино?
  • Как его содержать и обслуживать?

В начале эпохи расцвета электронной музыки возникла дискуссия о том, не отомрут ли акустические инструменты под натиском электронных имитантов. Казалось бы, удобно, относительно дешево, а звук извлечь можно, какой пожелаешь. Не вдаваясь в технические подробности о том, как "прошиваются" сэмплы, можно сказать, что, действительно, выбрав программу, вы извлечете из своей "игрушки" звуки конкретного, может, уникального акустического инструмента. Но нажимаете вы все равно условную кнопку (хотя часто и хитрую, оснащенную динамическими датчиками). То есть клавиша распознает силу удара, и машина выдает соответствующей громкости звук (а о тембре и говорить нечего - возможности безграничные).

Но "тушЕ", то есть пальцевое ощущение - совсем не адекватно традиционной механике. Я говорю о так называемом "нахдруке" - термине, известном в большей степени настройщикам, чем музыкантам. Проще говоря, в момент возврата молоточка в движении клавиши ощущается едва заметный "срыв", за которым клавиша опускается еще примерно на 2 мм в свободном ходе.

Для пианистов этот момент чрезвычайно важен. Увеличь этот параметр - клавиатура "потеряет" в глубине и динамических свойствах, уменьши - станет вязкой, неудобной. Осмелюсь утверждать, что ни один электронный клавишный аналог не располагает такими возможностями, включая и последние модели, в которых клавиши висят центрами на штифтах, как в традиционной механике.

Существует еще один "сакральный" аспект. Между пальцами исполнителя и звучащей струной, скажем, рояля посредник один - деревянный, проверенный временем механизм, как говорится, простой и честный.

Музыкант привыкает к ощущениям, начинает чувствовать свой инструмент, как бы сживается с ним, и возникает невидимая связь (звук как продолжение пальца пианиста). Эту связь иногда чувствуют сидящие в зале слушатели. Более того, они включаются в этот контакт, возникает уже связь между исполнителем и залом. Ее нельзя измерить или объяснить, ее можно только почувствовать. Меня поймут те, кто бывал на "живых" концертах великих исполнителей.

Когда же посредников становится слишком много (электронные схемы, процессор, модулятор, усилитель, и т.п.), эта связь рвется, музыка "мертвеет". Я имею в виду, конечно, не музыку вообще, то есть не всякую музыку. Ибо, как говорил известный персонаж Ильфа и Петрова: "Кому и кобыла невеста".

Что же из этого следует?

Во-первых, классические музыканты остались верны своим акустическим инструментам, а фортепианостроение по-прежнему занимает свое место и прекрасно развивается, не вступая в конкурентную борьбу с производством цифровых собратьев. Электронные же музыкальные инструменты заняли свою вполне обоснованную нишу, а упомянутая выше дискуссия сама собой прекратилась. Все остались при своем.

Во-вторых, вряд ли все мечтают сделать из своего дитяти великого маэстро, лишив его детства (а иначе не выйдет). Но ни один серьезный педагог не возьмется обучать ребенка на электронном пианино. Он просто не сможет "поставить" ему руку.

Плюс ко всему, мощная программная начинка отвлекает своими возможностями от реальных упражнений, без которых играть не научишься. А включение дополнительных звуковых эффектов в свои незамысловатые экзерсисы погружает ребенка в разновидность той самой постылой виртуальной реальности, которая ничего общего не имеет с реальным мастерством.

Все эти проблемы отсутствуют в общении с "живым" традиционным инструментом.

Если вы дочитали до сих пор, и вам не стало скучно, позвольте поблагодарить вас и поздравить себя. Дальше будет проще.

Итак, вы решили приобрести пианино. Какое выбрать? Отечественное или импортное? Новое или подержанное?

Как ни странно, здесь напрашивается аналогия с покупкой автомобиля. Отечественное фортепианостроение очень похоже на отечественное же автомобилестроение. Очевидно, лучше купить подержанную (до известной степени) иномарку, чем новую "Ладу". Да простят меня патриоты и приверженцы российского автопрома.

Наиболее надежными и долговечными являются пианино чешского производства, благо в советские времена их было завезено немало. Это инструменты фирм Petrof, Weinbach, Rosler, Sholze.

Немецкие пианино тоже хороши, но уступают в плане прочности и часто несут в себе большие проблемы (я имею в виду малогабаритные инструменты времен ГДР: Ronisсh, Geer, Zimmermann и т.п. О довоенных пианино разговор особый. Немецкие фортепиано 10-30х гг. ХХ века можно отнести к разряду раритетов. И хотя доведение их до ума может стоить приличных денег, они того стоят. Впрочем, цена за полный ремонт и реставряцию может оказаться ниже, чем стоимость нового, даже отечественного пианино.

Чтобы уж совсем не обижать отечественного производителя, надо сказать, что для начала ребенок вполне может обойтись нашей "Лирикой", "Зарей" и т.п. Главный аргумент - их невысокая цена на вторичном рынке. И дело не в том, что качество их совсем уж "никакое". Просто выпущено их было во времена СССР очень много, а нынче предложение опережает спрос.

Многие отдают пианино даром за ненадобностью. И вот здесь нужно быть внимательным. Не клевать на дешевизну, а то может дороже обойтись. Профессиональные грузчики несут пианино вдвоем легко и с улыбкой. А вот самостоятельно вынести его на помойку (если оно окажется рухлядью) проблематично, а деньги за это платить жалко.

Так как быть? Ответ простой: не брать, что красиво, а смотреть, что внутри. Правда, здесь вам понадобится консультация специалиста.

Если вы уже приобрели пианино, очень важно, куда вы его поставите. Категорически нельзя ставить инструмент вблизи отопительных приборов, на прямых сквозняках, у внешних стен (особенно в домах из литого бетона). Лучшее место - дальний от окна угол, но не на линии "дверь-окно".

Большое значение для строя инструмента имеет влажность воздуха. Оптимальные условия - это музейные 60% влажности. Но постоянно соблюдать это значение нереально. Поэтому следите за тем, чтобы, особенно в зимнее время, влажность не опускалась ниже 40%. Можно поддерживать ее с помощью искусственных увлажнителей, а также естественных, т.е. цветов или аквариума. Что касается пресловутой банки с водой внутри пианино, это разговор особый. Лучше, конечно, обойтись без нее. Но рассушенный однажды инструмент, как "водяной наркоман", будет в ней нуждаться почти постоянно.

Что касается настройки пианино, то ее периодичность зависит от того, насколько инструмент стабильно держит строй, как интенсивно он эксплуатируется, а также от состояния окружающей среды, о чем уже говорилось. В среднем, общепринятые нормы - 1-2 раз в году при занятиях около 2х часов в день. Впрочем, это индивидуально.

Некоторые горе-родители (из тех, которым медведь все-таки наступил на ухо) не приглашают настройщика, пока или клавиши не перестают "отвечать", или бедный ребенок не забастует. А ведь игра на расстроенном пианино приводит к целому ряду печальных последствий:

  • отбивает у ребенка охоту заниматься музыкой (чего уже немало);
  • может испортить музыкальный слух, особенно у малышей (этого только не хватало!)
  • страшно раздражает людей, у которых таковой слух имеется (в том числе соседей, с которыми лучше дружить, чем воевать).

Надеюсь, вы не будете допускать такого отношения к музыкальным занятиям своего ребенка, и пусть его успехи будут вам лучшей наградой за все ваши старания!

Константин Олегович Малинин
фортепианный мастер
786-49-50