Настала осень, и дети пошли в детский сад, в школу. Благодаря огромному количеству информации о трудностях адаптационного процесса, родители обычно подготовлены к тому, что ребенок будет капризничать, требовать больше внимания, уставать, болеть. Но готовы ли они к такой ситуации, когда ребенок, едва успев выписаться, заболевает снова? И вот уже прошел месяц, два, три... Мамино сердце не выдерживает, и ребенка забирают из садика. Со школой сложнее. Впрочем, частые болезни могут настигнуть и ребенка, который окружен любовью и лаской мамы, не спешащей отдать ребенка в образовательное учреждение.

Ребенок часто болеет простудными заболеваниями, пассивен, не очень общителен. Что делать? Кто поможет? Терапевт лечит ОРВИ, прописывает иммуностимуляторы, а в промежутках между болезнями рекомендует разные закаливающие процедуры. При обращении к неврологу может оказаться, что у ребенка есть проблемы с тонусом (повышенный или сниженный), и ему рекомендованы определенные препараты, курс массажа и лечебной физкультуры. Другой вариант: родители обращаются к психологу. В этом случае вполне вероятно, что болезни ребенка (те же ОРВИ) будут расценены как некая манипуляция, борьба за внимание родителей. Может быть обнаружена и заниженная самооценка, и синдром ухода от деятельности. Психологом будут даны рекомендации по изменению детско-родительского стиля взаимодействия, по внесению перемен в домашнюю среду и, вероятно, предложены коррекционные занятия с ребенком. А ребенок, между тем, продолжает болеть...

Есть ли выход из подобных ситуаций? Возможно ли найти в современном мире доктора или клинику, где комплексно подходят к заболеваниям ребенка? Где могут дать ответы на вопросы, сформулированные на "мамином" языке? Где не будут лечить все по отдельности?

Проанализировать ситуацию, увидеть ее более широко, чем это в силах отдельного специалиста, разумеется, не в силах и не в компетенции родителей. Даже самых любящих. Комплексный подход к вопросу здоровья иногда нужен, даже когда речь идет о банальной на первой взгляд простуде. Подобный подход практикуется в "Службе детского здоровья" семейного центра "Ого-Город", где главным врачом стал известный врач-психоневролог Борис Алексеевич Архипов.

Б.А.Архипов — автор уникальной комплексной диагностики и системы сопровождения развития ребенка, врач-педиатр и детский невропатолог, более 30 лет работающий с детьми и практикующий сейчас в "Службе детского здоровья" при семейном центре "Ого-Город". Его методика направлена на поиск и обнаружение как сильных функций ребенка, так и слабых, неустойчивых, неиспользующихся или непроявленных в ходе индивидуального развития качеств, мешающих реализации его генетической программы.

И сильные, и слабые характеристики с возрастом накапливаются и могут существенно менять характер и ход психического развития ребенка. Эта оценка сильных и слабых функций возможна благодаря анализу привычных способов реализации действий-схем, которые ребенок использует в процессе достижения результата. Эти действия-схемы представлены в ощущениях, в проявлениях двигательного, сенсорного, эмоционального, психического, а также рефлекторного и вегетативного соответствия поставленной задаче или различных способов торможения, опережения или утомления на этапах ее выполнения.

Но вернемся к случаю с часто болеющим ребенком. В большинстве обращений у такого ребенка болезнь стала нормой реакции на любую новизну, изменения, нарушения привычного хода жизни, стресса любой силы. Ребенок болеет и в процессе болезни приспосабливается к чему-то новому, появившемуся в его жизни. Не случайно, одно из значений слова "переболеть" — пережить что-то тяжелое, успокоиться и вернуться к прежнему состоянию. Для ребенка в силу особенностей его развития такая реакция стала естественной, но неправильной!

Чтобы ответить на вопрос родителей о причине такого отклонения, специалистам "Службы детского здоровья" мало увидеть ребенка — важно также побеседовать с его родителями. Корни этой проблемы могут лежать, например, в особенностях протекания беременности мамы, в способах лечения болезней на первом году жизни (например, ненужное сбивание температуры), в стремлении родителей любой ценой оградить ребенка от негатива, наполнить его жизнь только улыбками и исполненными желаниями, в длительном использовании материнской груди как единственного источника утешения, в преобладании значимости для родителей интеллектуального развития и пр. И у ребенка поэтому не сформировано других способов "ответа" на внешнее воздействие, кроме недомогания. А ведь можно закричать, заплакать, выплеснуть агрессию, неудовольствие, побегать, выговориться и т.п., и т.д. Ребенок этим не владеет! В его опыте только один механизм — болезнь.

Один из вариантов решения проблемы по мнению специалистов "Службы детского здоровья". может быть именно расширение репертуара реакции ребенка, активизации неиспользующихся, непроявленных механизмов.

Но важно понимать, что многообразие ситуаций и особенностей развития детей делает практически невозможным привести какой-то универсальный стандартный способ решения проблемы и описать его в статье. Каждая семья требует индивидуального подхода, поиска своего набора средств, методов, форм работы. В одном случае семье будет достаточно работы специалиста по сенсорной интеграции, в другом — это будет сочетание работы психолога, гомеопатии и психомоторной коррекции, в третьем дело ограничится устными рекомендациями родителям о необходимых действиях с их стороны. Существенно то, что это всегда будет комплексная программа помощи семье, дающая возможность ребенку полноценно включить собственные компенсаторно-адаптивные ресурсы развития.

Записаться на прием и ознакомиться с работой всех специалистов "Службы детского здоровья" можно на сайте: www.ogozdorovie.ru или по телефону: +7(495) 789-69-54.

Морозова Анна, педагог-психолог,
научный сотрудник Института современного детства,
научный консультант "Службы детского здоровья"
Семейного центра "Ого-Город"