Наше время заставляет беспокоиться о развитии наших детей, уже тогда, когда они мирно спят в колыбельках и ничего не подозревают о мыслях, мучающих их мам и пап. Дело в том, что в последние годы на родителей обрушился целый шквал информации: имена Монтессори, Зайцева, Никитина, представителей Вальдорфской школы у всех на слуху. Чтобы разобраться в таком количестве научных школ и теорий, приходится перечитывать горы книг, голова идет кругом, потому что Доман говорит одно, а Масару Ибуки другое. Зачастую из мам, открывших для себя мир педагогических новаций, вырастают новые сподвижники этих идей, пропагандисты и новаторы. Но что же делать остальным?

Покупая игрушку, мы все чаще задаемся вопросом: "А чему она научит моего ребенка?" Безусловно, у каждого малыша должна быть кукла, машинка, мячик, паровозик и многое другое, но мы ищем что-то такое, что можно было бы отнести к разряду развивающих игр. Сейчас очень многие книги посвящены этим играм и тому, как в них играть, как сделать их самим. Хорошими помощниками могут стать книги Б.П.Никитина "Мы, наши дети и внуки", "Интеллектуальные игры" и др., написанные им совместно с женой и соратницей Леной Алексеевной. Если вы только собираетесь стать родителями, то прочитайте "Первый год жизни ребенка" и, возможно, проникнувшись идеей "сознательного родительства", вы сможете больше дать своему малышу. Ведь часто необдуманными запретами мы останавливаем ребенка на великом пути познания, прерываем те начинания, которые могли бы привести к новым открытиям и знаниям.

Предположим, первый и самый трудный для вас год жизни ребенка уже позади и вы всерьез задумались, не пора ли вашему карапузу приобщаться к новым знаниям. Пора! Уже давно пора слушать музыку, рассматривать картинки, читать с мамой книжки, рисовать и делать многое-многое другое, что позволит в дальнейшем малышу стать всесторонне развитой личностью. В книге Б.П.Никитина "Интеллектуальные игры" описано несколько игр, с которыми уже можно знакомить ваше чадо. Именно знакомить, потому что первые результаты появятся, возможно, не очень скоро. Но не отчаивайтесь! Брошенное в землю семя имеет шанс прорасти, а непосаженное не прорастет никогда. Порой малыши сильно удивляют: тебе кажется, что ты вывернулся наизнанку в попытке показать, рассказать, научить, а он мало того, что ничего не может воспроизвести, но еще и все время отвлекается и становится жаль и себя, и своего времени, и своих напрасных стараний. Но проходит месяц, два, а может и больше и ваш ребенок, повторяя ваши жесты и интонации, выдает всю ту информацию, которую, казалось бы, он пропустил мимо ушей. И тогда вы поймете, что совсем ненапрасными были ваши усилия. Но, прежде чем вы дождетесь этого восхитительного мига первых побед, вам придется запастись терпением и мудростью.

Ученые доказали, что сначала дети могут сосредоточиться на чем-то не более чем на несколько секунд. Этими мгновениями нам с вами надо пользоваться. Все мы наблюдали, как карапуз старательно запихивает что-то в пустую бутылочку, потом без сожаления вытряхивает все и начинает с начала, откручивает или закручивает пробки и т.д., т.е. делает с нашей точки зрения нечто монотонное и однообразное, но почему-то это ему не надоедает. Этот возраст, пожалуй, самый подходящий, чтобы познакомить вашего ребенка с рамками Монтессори и игрой "Сложи квадрат". Рамки были придуманы Марией Монтессори, выдающейся итальянской женщиной-педагогом, идеи которой были широко распространены в России начала века, потом - практически забыты. Игра "Сложи квадрат" представляет собой набор рамочек (16 шт.) с отверстиями в форме круга, квадрата, равностороннего треугольника, эллипса и т.д. Казалось бы, что тут интересного: вставили круг в круглое отверстие в рамочке, вынули его? Но это с нашей точки зрения, а ребенок видит это совсем по-другому. Для начала небольшой совет: не вываливайте перед ребенком сразу все 16 рамочек и вкладышей к ним, а отберите те, которые проще использовать (круг, эллипс, квадрат). Показав малышу сразу все, вы совершаете две ошибки. Ни в коем случае нельзя игрушку "вываливать" и оставлять на растерзание ребенку, т.к. игра сразу же потеряет в его глазах, то благоговейное отношение, которое вы должны постараться ему передать. Это не простая игра. Она предназначена для строго определенных целей. Из нее нельзя строить пирамидки, кидать и швырять кусочки. Если есть хоть малейший намек на то, что игра надоела, её обязательно нужно убрать до лучших времен. Должно оставаться ощущение "недоигранности", подобное чувству легкого голода. Для таких игр должно быть особое место в квартире, например, полка, которую видно, но до которой ребенок не дотянется. Но если ему вдруг захотелось поиграть, то он может подвести вас к полке и показать, какая игра ему нужна.

Когда вы знакомите ребенка с "развивающими" играми, то сначала показываете сами, как в неё играть, может быть, некоторое время вам придется играть одной. Играя, вы говорите следующее: "Смотри - это кружок, какой замечательный красный кружок. Раз - и он попал в отверстие" или "Это окошко, оно круглое, давай его закроем. Ой, смотри, круглая дверка для окна (или ставня, если ваш ребенок, конечно, знает, что это такое). Вот окошко закрылось. А это окошко квадратное - это квадрат (показываете квадрат). Раз - и оно тоже закрылось". Возможно, на этом ваш первый урок закончится. На каком-то этапе ребенок захочет к вам присоединиться, и тогда вы должны ему помочь достичь первого успеха. Успех окрыляет, и малыш будет снова и снова повторять свои действия, чтобы достичь его, чтобы услышать похвалу, закрепить полученный навык. Ученые считают, что многочисленные повторения по отработке какого-либо действия необходимы для образования новых связей между различными центрами головного мозга, которые тем прочнее, чем раньше ребенок начал чему-либо учиться и чем чаще он это делал. Они практически перестают формироваться к 12 годам и с огромным трудом возникают у взрослых людей. Этим объясняется то, что навыки, полученные в детстве, не утрачиваются человеком до глубокой старости.

Вот вы и научились закрывать все окошки. А дальше, в зависимости от возраста вашего ребенка, его развития и вашего с ним желания, вы можете сами разнообразить занятия: обводить контуры карандашом, раскрашивать их, складывать орнаменты. Можно познакомить малыша с рамками Монтессори в 1 год и сохранить интерес к ним до 10-12 лет. Принцип ознакомления ребенка с другими развивающими играми ("Сложи узор", "Сложи квадрат") остается тем же: играть понемногу, откладывая на некоторое время, если игра не пошла. Совсем не факт, что вы сами справитесь с некоторыми заданиями с первого раза. А вот ваш малыш, если начнет с простого, к 5-7 годам легко освоит те задания, над которыми вам, возможно, придется немало покорпеть. Постоянный интерес к этим играм заключается, видимо, в том, что ребенок постепенно проходит путь от простого к сложному, а то, что он начнет это делать в год или в три или в пять - совсем не важно. Важно, что он познакомился с этими играми и у него есть возможность с их помощью идти вперед, решая всё более сложные задачи, учиться быть последовательным, усидчивым. Возможности этих игр безграничны, так как они побуждают к созданию новых задач и поиску новых решений, а это уже шаг к творчеству. Успехов вам в знакомстве с этими играми и пусть для вас они станут такими же дорогими друзьями, как и для нас, и доставят немало приятных часов, проведенных в кругу семьи.

Московское представительство "Оксвы" oksva@mail.ru