Содержание:

Детские психологи все больше говорят о том, что надо не учить ребенка предметам, а учить учиться, развивать интеллект. Интеллектом называют именно общую способность к познанию, пониманию и разрешению проблем. Наша задача — не вырастить гения, а в том, чтобы дать ребенку знания и умения, которые помогут ему вырасти успешным человеком, способным постоянно учиться новому. Поэтому многие школы уже ввели новый предмет — интеллектику. Задача этого предмета — помочь в развитии познавательных процессов у младшеклассников.

Первый класс — сложный период в жизни ребёнка. Он адаптируется к школе, знакомится с новыми людьми. У малыша еще слабая волевая регуляция, то есть "хочу" важнее чем "надо". Такие важные показатели работы мозга как память и внимание находятся в стадии формирования. А если ребенок не посещал дошкольные учреждения, то еще и слабые навыки общения.

И здесь на помощь приходят уроки интеллектики. Основное отличие этих уроков в том, что их в игровой форме ведет психолог, который преподает не предмет (письмо, счет), а учит использовать свои знания. Уметь сравнивать, обобщать, находить закономерности, классифицировать, давать определения, рассуждать, делать выводы и учиться конструктивному общению со взрослыми и одноклассниками.

Это может быть "урок-путешествие", "урок загадок и пословиц", урок-игра. Первоклассники не знают, что тем самым развивается их индивидуальность, эмоциональный интеллект, развивается умение думать, выражать мысли и отстаивать свое мнение. Даже те ошибки, которые малыш исправит сами, добавят ему уверенности. У него получилось, значит, что он не будет бояться выйти к доске.

Прелесть интеллектики в том, что вы можете заниматься с ребенком и сами, приняв на вооружение ее общие принципы:

  • всегда дайте ребенку объяснить свою позицию;
  • не указывайте на ошибки, а подводите к правильному решению;
  • это не оценочный, а развивающий курс, здесь учат успеху;
  • все задания здесь требуют творческого подхода. "Нарисуй несуществующее животное", "выбери из имеющихся картинок...", "докажи", "предложи свой вариант" и т.д.

Занимаейтесь с ребенком регулярно и в хорошем настроении. В интеллектике нет неправильных ответов, есть возможности поискать решения еще раз и посмеяться над разными ситуациями. Например, если рыбу по ошибке назвали зверем, то можно вспомнить ту первую рыбу, которая вышла на берег, и нарисовать ее. Или представить рыбину на страусиных ногах, или на гусеничном ходу, как у танка. Так любая казалось бы ошибка превратится в новую возможностью развития.

Итак, выбираем время, говорим самые лучшие для детей слова "Давай с тобой поиграем!" и приступаем.

К содержанию

1. Развиваем внимание и слуховую память.

Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши 1 раз, если фрукты — 2 раза.

Капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

Кто запомнил, какие я называла фрукты?

К содержанию

2. Развиваем зрительную память. Учимся обобщать и исключать.

Даны картинки, их надо запомнить.

Банан, груша, яблоко, арбуз, ананас, персик.

Какая картинка лишняя и почему? Как остальные картинки можно назвать одним словом?

К содержанию

3. Развиваем гибкость мышления. Групповая работа.

На что похожи эти рисунки?

Развиваем гибкость мышления. Групповая работа

Можно посоревноваться друг с другом, а если удастся привлечь и других членов семьи, то проверьте, чтобы в команде были слабый и сильный (то есть дети против родителей будет неправильно).

В следующий раз поиграть можно так:

А давай мы сегодня отправимся в страну "Почемучек!"

К содержанию

1. Разминка.

  • Сравнить по вкусу: лимон и мёд.
  • По цвету: гвоздику и ромашку.
  • По прочности: камень и глину.
  • По ширине: дорогу и тропинку.
  • По высоте: куст и дерево.

К содержанию

2. Развитие воображения.

Подумайте и скажите, на что похожи эти картинки?

Развитие воображения

  1. Солнышко, голова весёлого человека.
  2. Луна, банан.
  3. Стакан, ваза, горшочек для цветов.
  4. Девочка, ребёнок.

К содержанию

3.Обобщение и исключение. Развитие мышления и кругозора.

Посмотрите на картинки и скажите, какая лишняя и почему?

  • Лишняя девочка, т.к. она живая.
  • Лишний банан, так как это фрукт.
  • Лишний стакан, так как из него пьют и это посуда.
  • Лишнее солнце-звезда.
  • Лишняя луна-планета, спутник земли.

К содержанию

4. Развитие внимания:

  • Найдите девочек с одним бантиком и зачеркните их шариковой ручкой.
  • Посчитайте, сколько девочек вы зачеркнули с одним бантиком?

Развитие внимания

Молодец!

К содержанию

5. Физминутка.

Раз-мы встали
Раз-мы встали, распрямились.
Два-согнулись, наклонились.
Три-руками три хлопка.
А четыре-под бока.
Пять-руками помахать.
Шесть-на место сесть опять.

Еще уроки.

К содержанию

1. Развитие пространственных представлений.

Умение слушать и выполнять инструкции взрослого.

Раскрась правильно бантики у девочек в самом нижнем ряду:

  • синим карандашом раскрась бантики у 2-ой девочки слева;
  • красным карандашом раскрасьте бантики у 3-ей девочки справа;
  • зелёным карандашом раскрасьте бантики у девочки, которая находится перед девочкой с синими бантами.

К содержанию

2. Загадка.

Круглое и гладкое,
Душистое и сладкое,
На дереве соком наливалось,
Созрело и на земле оказалось?

Отгадка: яблоко.

Где и как мы можем использовать этот фрукт?

(Сделать яблочный сок, компот, варенье, джем, начинку для пирога, запечь, засушить, натереть, съесть, поделиться).

3. Развитие мышления.

Обобщение, исключение предметов. Поисковое задание.

На доске картинки с растениями.

Колокольчик, гвоздика, тюльпан, роза, нарцисс, ель, берёза, дуб, одуванчик, василёк, ромашка, ландыш.

Что общего на картинках? (на картинках изображены растения).

Как же нам запомнить все картинки?

Какие растения лишни и почему?

На какие множества можно разделить растения?

4. Развитие зрительной памяти.

Ребята! А кто запомнил, какие были изображены на картинках растения?

Развитие зрительной памяти

5. А теперь игра на внимание. Развитие пространственных представлений.

  • возьмите две палочки и положите на середину стола;
  • возьмите две палочки и положите в правый верхний угол стола;
  • возьмите три палочки и положите в левый нижний угол стола.

А сколько всего у вас палочек?

Попробуйте из палочек сделать модель ёлочки.

Или вот так:

1. Развитие мышления.

Сходство и отличие предметов. Групповая работа.

У вас получилась замечательная ёлочка. Пока мы из палочек составляли ёлочку, Буратино пригласил к себе в гости ёжика (картинка ежа и ёлки).

А в чём сходство и отличие ежа и ёлки?

Сходство:

  • ёлка растёт в лесу и ёж живёт в лесу;
  • у ежа иголки, и у ёлки иголки.

Отличие:

  • ёж-животное, ёлка-растение;
  • ёж — серый, ёлка —зелёная.

Весной и летом у ежей происходит смена иголок. Ежи занимают пустые норы грызунов или живут в колючем кустарнике. Сами делают гнездо из сухих трав, листьев. С наступлением осени впадает в спячку, весной просыпаются. Питаются насекомыми, червями, улитками, любят жёлуди, грибы, ягоды, фрукты. В домашних условиях едят мясо, яйца, хлеб, мороженое, овсяную кашу, пьют молоко. Ежи чихают и фыркают.

Что общего у ёжика и молока? (сворачиваются).

2. Подарок ёжику. "Дорисуй".

На что похожи эти предметы? Развитие гибкости мышления, оригинальности.

Дорисуй

3. Найти лишнее слово (умение исключать, обобщать)

Даны слова:

  • любовь, терпение, злость, обида, сочинение
    (сочинение, т.к. все другие слова обозначают чувства)
  • математика, русский язык, литература, интеллектика, экскурсия
    (экскурсия, т.к. все другие слова обозначают школьные предметы)
  • чертить, писать, рисовать, мастерить, фантазировать
    (фантазировать, т.к. все другие слова обозначают действия)
  1. Злиться, ссориться, обижаться, огорчаться, размышлять.
  2. Скакать, бегать, прыгать, рассуждать, кружиться.
  3. Радоваться, думать, удивляться, веселиться, наслаждаться.

1. В первом столбике прочитайте слова. Как вы думаете, какое из этих слов лишнее и почему?

Лишнее слово "размышлять". А как мы можем назвать одним словом оставшиеся слова?

"Чувства человека". А эти чувства положительные или отрицательные? (отрицательные).

2. Во втором столбике прочитайте слова и найдите лишнее слово.

Лишнее слово "рассуждать", так как оставшиеся слова обозначают "действия людей и животных".

Слово "рассуждать" вешается отдельно на доску.

3. В третьем столбике прочитайте слова и найдите лишнее слово.

Лишнее слово "думать". Оставшиеся слова обозначают "положительные чувства".

Для нас главными на сегодняшний урок стали слова: размышлять, рассуждать, думать. А какое вы можете предложить общее слово для этих понятий?

Учитель выслушивает все версии детей:

  • соображать;
  • мыслить;
  • считать (я считаю так);
  • раздумывать;
  • помышлять (устаревшее слово);
  • понимать;
  • разбираться.

Значит, сегодня на уроке интеллектики мы будем: размышлять, рассуждать, думать, мыслить, соображать, раздумывать, понимать, разбираться.

Обязательный курс интеллектики проводится в нашей школе второй год., Это позволяет сделать первые выводы: дети стали более уверены в себе, научились защищать свою точку зрения, не боятся собственного поражения. У многих ребят повысилась самооценка, так как на этих уроках они чувствуют себя более успешными. Благодаря коллективным формам работы ребята стали внимательнее относиться друг к другу.