На вопросы отвечает Анна Безингер, Монтессори-педагог «Школы для малышей», выпускница голландского педагогического университета (курс «Монтессори-образование»), выпускница курсов международной межрегиональной ассоциации Монтессори.

Индигос

— Что такое Монтессори-педагогика?

— Для меня это философия и уже потом образовательная система или методика. Ее основа — доверие ребенку. Мы доверяем тем внутренним импульсам, которые заложены в каждом человеке. Если пробовать назвать основные принципы Монтессори-метода, получится примерно следующее:

  • активность ребенка и следование за его интересом,
  • самостоятельность и независимость ребенка в той мере, в которой это возможно,
  • свобода выбора в рамках правил и норм поведения,
  • ответственность за себя, за свое окружение и за пространство вокруг,
  • обучение в разновозрастных группах,
  • жизненность образования (то, чему мы учим ребенка, должно быть применимо в жизни),
  • наблюдение — все решения педагога основываются на наблюдении за ребенком и анализе его поведения.

— Как на практике выглядят занятия в Монтессори-классе?

— Дети приходят в школу к определенному времени, входят в класс, здороваются с учителем, идут к полкам с материалами и идут за стол. На первый взгляд может показаться, что такой метод позволяет бездельничать. Конечно, это не так. Во-первых, выбор ограничен теми материалами, которые предлагает школа. Ребенок может выбрать только то, что находится в классе, а там только специально подготовленные, отобранные педагогом задания, выполнение которых, будет полезно ребенку. Во-вторых, выбор ограничен задачей ежедневно выполнять необходимый минимум по пяти предметам: математике, русскому, литературе, окружающему миру и английскому. Как только план выполнен, можно делать, что хочешь, но опять же в рамках учебных занятий.

— Так в чем же тогда свобода выбора?

— Свобода тут, во-первых, в порядке расположения учебных предметов (в один день ребенок может начать с математики, а в другой с английского, а в третий с чего-то еще). Во-вторых, в выборе заданий по предмету. В-третьих, во времени, которое ребенок может потратить на каждое занятие. В-четвертых, в выборе места для работы. Кстати, ребенку предоставляется возможность вставать в процессе занятия. И, наконец, пятое — свобода в выборе партнеров для работы. Это, как показывает практика, не так просто, поэтому сначала многие дети хотят более жесткой регуляции, а некоторые выбирают себе место на все время работы или устанавливают постоянный порядок выполнения заданий.

— Применяются ли электронные программы и какое к ним отношение в целом?

— Применяется все, что помогает ребенку учиться. В классе могут стоять компьютеры с наушниками для изучения языка или для создания презентаций по окружающему миру. Главное — понимать, какие цели мы преследуем, покупая то или иное оборудование для класса. Сейчас есть огромный выбор электронных ресурсов, которые, например научат читать или считать, а также обучат хорошим манерам. Они станут прекрасным дополнением к основным занятиям.

— В чем же образовательная прелесть методики Монтессори?

— Идея в том, что, если следовать за интересами ребенка и его возможностями, то не возникнет проблемы мотивации, и учителю будет намного легче работать. Известно, что материал, к которому ребенок расположен, усваивается намного лучше.

Кроме того, материалы настолько удачно продуманы, что работа с ними проходит без напряжения и формирует необходимые представления и понятия. Важно также, что педагог наблюдает за каждым ребенком и анализирует процесс его развития, при необходимости проводит дополнительную диагностику — это дает возможность не упустить проблемы, которые могут возникнуть у ребенка. Когда есть опыт успеха — это наилучшая мотивация к дальнейшей работе.

— Какова позиция учителя в Монтессори-педагогике?

— Педагог в Монтессори-школе даже называется гид, проводник — тот, кто помогает найти свой пусть, свой способ. Он стоит не у доски, а в центре класса, он наблюдает за детьми и работает индивидуально с каждым ребенком или с небольшой группой детей.

— В чем плюсы и минусы системы?

— Плюсы в том, что интерес к учебе сохраняется на протяжении всего процесса: можно углубляться в ту сферу, которая интересна и дается наиболее легко, ребенок учится работать сам, он делает выбор, оценивает свои возможности, решает возникающие проблемы, сотрудничает с другими в процессе учебы, лучше понимает себя и свои желания, получает опыт успешности. А минусы, пожалуй, в том, что не хватает академичности знаний, нет заученных наизусть программных текстов.

Выбор за Вами! Увлекательных вам путешествий по миру науки вместе с Индигос!