Содержание:

Какие игрушки нужны мальчику? Этот вопрос часто не вызывает никаких сомнений у многих родителей, потому что они прекрасно знают, что нужно и особенно что ни в коем случае не нужно их малышу. Будущему мужчине, чтобы вырасти умным, сильным, деятельным - в общем, "настоящим" мужчиной, необходимы: машинки и всякая техника, пистолеты, сабли и другое оружие, ну и, конечно, конструкторы. Для самых маленьких иногда допускаются мишки и зайчики. Но - куклы?! Это не для мужчин! Так ли это на самом деле?

К содержанию

Мальчик - тоже человек!

В поведении, занятиях, интересах и даже мышлении - во всем этом видно традиционное стереотипное разделение на мужское и женское. Однако любые стереотипы приводят к жесткому и негибкому поведению. А отсутствие гибкости в мире, требующем разнообразного реагирования на не менее разнообразные ситуации, является большим недостатком, да и просто мешает жить. Мужчина-защитник - безусловно необходимая и полезная, но не единственная мужская роль. К тому же происходит своеобразное отождествление силы и мужества исключительно с внешними атрибутами: мускулами и оружием. Но мужчина может обладать, наравне с чисто мужскими качествами, также, традиционно приписываемыми исключительно женщинам (эмоциональностью, тонким чувствованием других людей и т.д.) и при этом однозначно считать себя мужчиной и оцениваться другими людьми как мужчина. К тому же во многих профессиях - врач, учитель, актер - эти так называемые женские качества абсолютно необходимы. Человек, мужчина или женщина, - существо целостное, поэтому не имеет смысла противопоставлять друг другу, к примеру, интеллект и эмоции. Разные игрушки, объединенные общей игрой, как раз и дают возможность целостного развития. При выборе же игрушки ориентироваться следует не столько на пол, сколько на возраст ребенка.

Что нужно настоящему мужчине? Игрушки для  мальчиков

К содержанию

Игрушки разные важны

Появление куклы в руках у мальчика часто встречает негативную реакцию и даже пугает родителей. Дети же с самого раннего возраста подстраивают свое поведение в соответствии с требованиями и ожиданиями взрослых. Поэтому мальчики перестают интересоваться куклами, а сосредотачиваются исключительно на технике и конструкторах. Однако кукла не может превратить мальчика в девочку или сделать его слишком мягким и женственным. Если же у ребенка есть те или иные проблемы с развитием пола, то запретами на игры с куклами их не решить.

Начиная с младенческого возраста мальчикам, как и девочкам, необходимы разнообразные куклы. Вначале это могут быть куклы-неваляшки и матрешки. Ближе к году можно предложить традиционного пластмассового или мягкого набивного пупса, о котором нужно заботиться: кормить, баюкать, купать и т.д. Конечно, кукле-младенцу нужен хотя бы минимальный набор одежды, лучше с застежкой-липучкой, и другие самые необходимые аксессуары. Кроватку или какое-нибудь "спальное место" легко сделать из подручных материалов, например из конструктора. Коляску же лучше купить. Мальчики, видя на улице девочек с игрушечными колясками, часто требуют себе такую же игрушку. Кто-то потом с удовольствием катает в ней пупса, а кого-то коляска больше интересует как своеобразное транспортное средство.

С 2-3 лет предложите малышу небольших от 5 до 18-20 см куколок для разыгрывания разнообразных сюжетов. Сначала пусть это будут простые с едва намеченными лицами мальчик и девочка или целая семья. Такие достаточно открытые персонажи по необходимости в игре могут иметь широкий спектр ролей. Хорошо, если у таких фигурок двигаются ручки и ножки. Лет с 4-5 лет можно добавить в набор кукол с определенными ролями: солдатиков, врачей, пожарных и т.п.

Мальчикам в этом возрасте необходимы и куклы-мальчики, что, однако, не означает, что у куклы должны быть явно выражены половые признаки. Вполне достаточно общего впечатления, которое производят лицо и одежда. Такая кукла от 25 до 40-50 см, по внешнему виду близкая к ребенку по возрасту - и друг, и защитник, и своеобразное зеркало, через которое малыш учится общаться, понимать себя и других людей, что способствует развитию самосознания.

Безусловно, для игры с куклами понадобится и кукольная утварь. Однако не обязательно покупать большие наборы, например, для игры в кухню или магазин. Вполне достаточно минимального набора посуды, весов и т.п. Для всего остального можно использовать предметы-заместители: детали конструкторов, природный материал и т.д.

Несмотря на явно негативное отношение к куклам в руках мальчиков, многие родители, тем не менее, покупают своим сыновьям разнообразных персонажей современных детских и не очень детских фильмов и мультиков: бетменов, человекопауков и им подобных, которые, по сути, не что иное, как куклы. Однако необходимость таких персонажей как раз вызывает большие сомнения. Любая кукла - образ человека. Вольно или невольно малыш отождествляет себя с ней, а также впитывает представление о том, каким вообще должен быть человек: хорошим или плохим, добрым или злым, как он действует в разных ситуациях и т.п. Куклы-оборотни (не паук, но и не человек) в этом смысле являются не самыми лучшими примерами для подражания. В играх с ними часто происходит выхолащивание1 сюжета, т.к. дети не улавливают сложные перипетии не всегда детских фильмов. Они "берут" только действия - а это силовая борьба. Причем кто плохой, кто хороший - непонятно, да и не важно.

1 Выхолащивать - лишать живого содержания

Мальчику также нужны мягкие игрушки. Небольшого размера мишки, собачки и т.д. могут быть героями как любимых сказочных, так и бытовых сюжетов. К тому же такая игрушка поможет малышу в трудных для него ситуациях. Поход в поликлинику, привыкание к детскому саду пройдут менее болезненно с любимым мишкой или щенком. Для ребенка в этом случае это некая поддержка в незнакомой обстановке, осязаемая опора и защита. Поскольку всякое расширение обитаемого пространства является стрессом, такие игрушки одинаково необходимы как мальчикам, так и девочкам. Мальчики, как и девочки, имеют право на переживание и, главное, выражение чувств, например, боли или страха. Не запрещайте малышам плакать и ни в коем случае не стыдите их за это.

Кроме кукол и мягких игрушек мальчикам, как и девочкам, необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т.д. Отдельно хочется сказать о наборах с шитьем и вязанием. Это традиционно "немужское" занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин.

К содержанию

"Мужские" игрушки

Более детального рассмотрения заслуживают традиционные "мужские" игрушки.

Первое, что обычно приходит на ум в связи с мужчинами, - это разнообразная техника. Количество ее в магазинах просто огромно: готовая или собираемая из деталей, с радиоуправлением и без, всякие машинки, поезда, строительные, плавательные и летательные аппараты.

Простые деревянные машинки с прорезью для руки и крутящимися колесами, небольшие плавающие лодочки могут появиться у малыша уже в 7-8 месяцев. В раннем возрасте хороши машинки с кузовом, в которые можно складывать, а потом перевозить все, что мужской душе угодно. Обогатить и разнообразить игру с машинками помогут все те же небольшие куклы и звери, которых для начала можно перевозить куда-нибудь или просто катать. Поэтому, покупая машину и персонажей для игры, следует соотносить их размеры между собой.

Мечту многих взрослых мужчин - действующие железные дороги и гоночные трассы, а также радиоуправляемые машинки, вертолеты и подобные им игрушки, "живущие своей особой жизнью", не стоит покупать дошкольнику. Такие игрушки не требуют работы воображения и оставляют ребенку лишь роль наблюдателя. Они подойдут скорее младшим школьникам, которые уже могут справиться со сборкой сложных моделей, со знанием дела будут их коллекционировать и устраивать соревнования.

По-прежнему не стихают споры вокруг оружия. Полностью оградить от него ребенка, скорее всего, не удастся, да это и не нужно. Игра - способ познания существующей действительности, через нее дети осваивают смысл человеческих взаимоотношений, в том числе и в такой реальности, как война. Сейчас к традиционной игре в войну добавились или полностью заменили ее новые игры: в милицию, в бандитов и т.п. Вопрос в том - с чем ребенок играет, как играет, и есть ли вообще возможность с этим играть. В настоящее время появляется все больше игрушечного оружия со всякими эффектами: от включения фонарика и звуков при стрельбе до выпускаемых игрушечных пуль, стрел и т.п. Например, меч, который при ударе звенит (издает звуки как в компьютерной игре), а на его кончике загорается лампочка. Скоро, по-видимому, ребенку не придется и махать таким мечом, как уже нет нужды самостоятельно изображать или представлять звуки битвы.

Наблюдается также тенденция ко все более детальному воспроизведению реального оружия. Действия с такими игрушками часто уже не назовешь игрой: таким оружием и пораниться можно! Игра превращается в упражнение в стрельбе. В таких занятиях воображение ребенка не работает, социально-эмоциональная сфера не развивается. Похожее до мелочей на реальное, такое оружие сосредотачивает ребенка на процессе стрельбы и не дает возможности развивать какой-либо сюжет. В этом смысле лучше внешне не такие эффектные, простые пластмассовые или деревянные сабли и пистолеты. В данном случае условность оружия - необходимое условие существования игры, когда ребенок может сосредоточиться на главном - человеческих отношениях, а не бессмысленно бегать и стрелять. Поэтому не стоит покупать игрушечное оружие детям до 4-5 лет: до этого возраста оно вряд ли сможет быть атрибутом игры, а будет, скорее самостоятельной ценностью.

Любимой и вполне одобряемой деятельностью для мальчиков является конструирование. Недавно появившиеся в магазинах мягкие конструкторы из ковролина подойдут малышам от 2 лет. Такое конструирование - аналог аппликации: на основу с помощью липучки крепятся отдельные детали. Хорошо, если из предложенных деталей можно собрать что-нибудь живое: котиков, птичек, мышек и т.п., тогда есть возможность сочинить сказку с получившимся персонажем. Маленькие дети также любят играть такими изображениями, как игрушками.

Что нужно настоящему мужчине? Игрушки для  мальчиков

Простые кубики из пластмассы, ткани или дерева можно предложить малышу еще до года, а к полутора годам приобрести строительный набор из деталей разнообразной формы: конусов, пирамидок, брусков и т.п. Такой набор с большим количеством деталей будет интересен ребенку на протяжении всего дошкольного периода. В этом же возрасте подойдет и пластмассовый блочный конструктор со скрепляемыми довольно крупными (6-8 см) деталями, например лего. Детям от трех лет подойдут такие конструкторы с более мелкими (3-4 см) деталями.

Разнообразные конструкторы также хорошо дополнить небольшими, удобными для ручки ребенка фигурками людей и животных. Можно подыскать готовый набор в магазине, но его легко создать самому из любого конструктора и куколок. Вначале это могут быть те же мальчик и девочка (семья) и какие-нибудь нейтральные наборы с животными: зоопарк, ферма. Постройте домик или целый город, поселите там кого-нибудь. Покажите малышу, как "разговаривают" люди и животные, что они могут делать: гулять, ходить в гости друг к другу, работать и т.д. Все зависит от вашей фантазии и интереса. Скоро вы увидите, с каким удовольствием будет играть ваш малыш.

Для мальчиков 5-7 лет в магазинах предлагают тематические наборы с традиционными мужскими ролями: полицейский патруль, пожарная команда, спасатели и т. п. Они содержат здания, соответствующую технику и фигурки людей в форме для разыгрывания сюжетов на предлагаемую тему. Есть такие же наборы с викингами, пиратами, героями мультфильмов и фильмов.

Сейчас можно купить игрушечные наборы различных инструментов: детские верстаки с электрическими отвертками, наборы строительной и автомобильной техники. Такие аналоги реальных предметов, по сути, не являются игрушками: игра - это не тренировка навыков, а постижение смыслов человеческих отношений. В игре при необходимости любая палочка может стать нужным инструментом: и пилой, и отверткой, и дрелью. Навыки же лучше отрабатывать в работе с настоящими инструментами. К тому же покупать такие большие наборы не имеет смысла, так как некоторые конструкторы, например с болтовым соединением, содержат инструменты, отвертку и гаечный ключ, которых вполне достаточно для малыша.

В заключение хочется повторить: покупая игрушку, не основывайте свой выбор на их жестком разделении только для мальчиков или для девочек. Трудно бороться с собственными стереотипами, еще труднее с чужими. Тем более что вокруг много "доброжелателей", всегда готовых сделать замечание, дать единственно верный совет или просто ляпнуть что-то вроде: "А ты чего, детка, с куклой? Ты же мальчик!". Однако, жестко ограничивая своего малыша, вы сужаете возможности для его нормального развития. Это, кстати, относится и к девочкам.

Елена Шеина
Психолог учебно-методического
Центра игры и игрушки
Московского государственного
психолого-педагогического университета