Содержание:

Быстрое развитие современного общества требует внедрения новых методик обучения в образовательной системе. Изменения происходят практически ежегодно и затрагивают все уровни образования. В данной статье постараемся разобраться: что же нового появилось в программе начальной школы?

Школьная программа

К содержанию

Школа XXI века

Программа "XXI век. Начальная школа" разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов специалистами Центра начальной школы при Институте среднего общего образования РАО. Данный проект стал результатом труда множества педагогических работников и психологов, в их числе материалы работ прогрессивного преподавания В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Основой создания программы являются теоретические разработки Л.С. Выготского. Также содержит методики перспективного обучения в начальных классах Л.В. Занкова, Н.Ф. Виноградовой и А.М. Пышкало. Занков – автор методологии интенсивного включения интеллекта школьника на начальном этапе обучения. Его программа уже давно благополучно практикуется в школах.

Проект затрагивает основные принципы преподавания в начальных классах, включает в себя несколько методов модернизации учебной деятельности, корректировку подходов к самому образованию и к ученикам в целом. Успешная апробация воспитательной и образовательной методологии еще раз доказывает необходимость структурных изменений классической системы.

При этом отзывы учителей начальных классов не всегда однозначны. Не каждый педагог на данный момент готов сразу поменять отработанную годами систему обучения. Внедрение новых технологий в образовательный процесс школ требует времени и готовности учителей к трансформации укоренившихся методик.

К содержанию

Специфика учебно-методического комплекса программы "XXI век. Начальная школа"

В УМК входят новые учебники для 1 класса, рабочие тетради для учеников, методические пособия и рекомендации, поурочное планирование для педагогических работников начальных школ для отдельных учебных дисциплин. УМК включает в себя букварь, разработанный О.А. Евдокимовой и Л.Е. Журовой, учебник по математике В.Н. Рудницкой с различными типами логических и математических задач, учебник "Литературное чтение" Л.А. Ефросининой, обучающий грамматическим правилам русского языка и чтению. Пособия учебно-методического комплекта рекомендованы Министерством образования и науки России для применения в учебном процессе начальных классов.

Особенностями данных разработок являются целенаправленность обучения, дифференцированный подход к решению каждой проблемы, представленной ученикам на уроке, поощряется как коллективная продуктивная деятельность, так и самостоятельная работа школьников. При формировании методик был определен и учтен уровень социализации первоклассников и персональные характеристики их познавательной активности.

Материалы программы победили в конкурсе среди образовательных пособий нового поколения. Так, УМК стал победителем в номинации "Учебник XXI века" в 2001 году, а также получил различные правительственные и отраслевые награды.

К содержанию

Реализация программы "XXI век. Начальная школа" в школах России

Согласно отзывам большинства педагогов и родителей, внедрение и реализация данного проекта благотворно сказалось на качестве и темпе усваивания материала школьниками. Проверочные тесты учеников начальных классов подтвердили ее результативность, показав высокий уровень знаний для начальной школы.

Адаптационный период не занимает большого количества времени. Любознательность учеников стимулируется специальным подбором предметов в первом полугодии. Решение логических задач формирует у школьника навыки всестороннего анализа, адаптируя недавнего дошкольника и готовя его к дальнейшему усложнению процесса обучения.

Школьникам предлагается самостоятельно отыскать ответы на интересующие вопросы, найти свои ошибки и оценить свои знания, побуждая таким образом ребенка к анализу собственной деятельности. На данном этапе ученик не просто слушает учителя, запоминает и воспроизводит материал, а создает учебный процесс, являясь его полноценной частью, и превращается из слушателя в исследователя, выбирая дополнительные не школьные книги. В начале урока ребенок ставит перед собой задачу, которую в дальнейшем ему необходимо решить. В конце занятия подводятся итоги в виде самооценки. Уже с начальной школы школьники учатся аргументировать, дискуссировать и анализировать.

Такой подход к построению занятия мотивирует на достижение цели творческими способами, развивая логические способности, воображение и мышление в целом.

К содержанию

Какие плюсы и минусы образовательной программы

К преимуществам данного проекта можно отнести:

  • создание высокого культурологического и эрудированного фона преподавания;
  • перспектива развития индивидуальных навыков каждого ученика;
  • дифференцированный подход к школьникам в зависимости от успешности, темпа восприятия материала, уровня интеллектуального развития;
  • самостоятельная работа учеников над формированием учебной деятельности;
  • учитель направляет и поддерживает активность как коллектива, так и отдельного ребенка, детализируя процесс обучения. Таким образом, педагог вправе отказаться от классического типа проверки знаний учащихся, выбрав альтернативные способы контроля.

Несмотря на наличие положительных отзывов и результативность развивающих методик обучения, существуют некоторые опасения родителей. Недостатки программы заключаются в ее излишней комплексности, которая может осложнить процесс восприятия и усвоения материала. Родители обеспокоены, смогут ли их дети освоить все дисциплины более детально, не будет ли это слишком сложным процессом для детей в начальной школе. В данном случае важным аргументом становится роль педагога, который регулярно проводит диагностику знаний учащихся и лишь при получении удовлетворительных результатов решает, двигаться дальше или более углубленно разобрать вызвавшую сложности тему. В случае диагностирования затруднений в обучении отдельных учеников учитель вовремя может предложить помощь и привлечь родителей.

Таким образом, данная перспективная программа предполагает максимальное сотрудничество учителей, учащихся и их родителей для достижения качественного результата в образовании детей с 1 по 11 классы школы.