Содержание:

Подросток жить не может без сноуборда, катается на роликах по узким парапетам или увлекается паркуром (лазанием по стенам, деревьям, крышам)? Стоит задуматься, что заставляет его щекотать себе нервы. Может быть, дело в особенностях темперамента, а возможно, экстремальные поступки — это способ отвлечься от тяжелых переживаний.

Однажды я шла по улице и вдруг увидела шокирующую сцену. По высокому бетонному забору, отгораживающему кафе от площади, осторожно передвигался подросток на коньках. Толщина забора была сантиметров двадцать. Внизу с обеих сторон жесткий лед: невозможно ни спрыгнуть, ни слезть. И вот, балансируя на скользких лезвиях над пропастью, мальчик медленно продвигался вперед. Ему нужно было достичь площадки кинотеатра, в которую упирался забор. Но что меня больше всего поразило: вокруг не было никого! Никто не смотрел на "героические" дейст­вия мальчика, кроме меня, случайной прохожей. Кафе не работало, а сеанс в кино давно начался. Выходит, подросток рисковал собой из каких-то внутренних соображений, чтобы доказать что-то самому себе! Эх, знали бы об этом его родители! К счастью, мальчик благополучно дошел до конца и умчался по льду. А я задумалась, что заставляет ребят совершать экстремальные поступки. Любителей экстремальных развлечений можно разделить на две основные категории. Первая — это люди, которых привлекает всего лишь иллюзия опасности, а вторая — это смельчаки, стремящиеся к реальной опасности, готовые риск­нуть собой. Рассмотрим каждую категорию в отдельности.

  1. Жажда страха
    Людям, которых привлекает иллюзия опасности, нравятся острые ощущения, выброс адреналина. Но при этом они рассуждают здраво и вовсе не собираются причинять себе вред. Для чего же им нужен страх?
    Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Кому-то хочется преодолеть свои слабости, свои животные инстинкты, почувствовать себя настоящим человеком. У кого-то выброс адреналина вместе со страхом вызывает чувство удовольствия. Такие люди могут увлекаться прыжками с тарзанки или прыжками с парашютом. Это очень страшно — падать вниз головой, однако если серьезно этому обучаться и соблюдать технику безопасности, то риск не так уж велик. Таких людей привлекает преодоление трудностей, развитие силы воли. Здесь нет ничего плохого, нет никаких психических отклонений. Однако ребенок в силу своей неопытности может невольно подвергнуть себя опасности.

    Рекомендации психолога
    Если у ребенка есть потребность пощекотать себе нервы, найдите для него подходящую спортивную организацию и хорошего тренера, который научит школьника выполнять сложные трюки профессионально. Ребенок должен полностью удовлетворить свои экстремальные по­требности на тренировках, чтобы на улице или в школе его не тянуло на подвиги.
    Если подростку противопоказан спорт, надо дать ему возможность участвовать в интеллектуальных соревнованиях или творческих конкурсах, где также есть риск победить или проиграть.
    В конце концов, поможет и ком­пьютер. В играх моделируются экстремальные ситуации, человек должен быстро принимать решения, сражаться с противником, спасаться от смерти. Выброс адреналина неизбежен!

  2. Стремление к опасности
    Представители второй категории экстремалов — любители реальной опасности. Просто страха им недостаточно. Есть ли психические отклонения у людей, которые готовы ежедневно рисковать жизнью? На этот вопрос тоже нельзя ответить однозначно. Как бы мы с вами жили без пожарных, милиции, военных?
    А ведь эти люди постоянно подвергают себя опасности! Зачем им это нужно? Возможно, психоаналитики ответят на этот вопрос. Но нам следует знать одно: человечеству необходимо, чтобы был какой-то процент таких людей. Надо обратить внимание на еще один важный момент. Есть риск со смыслом (например, ради спасения других), а есть бессмысленный. Это совершенно разные вещи! Пожарные и милиционеры рискуют собой, зная, что могут спасти других людей. А чью жизнь спасал тот школьник, который шел по забору на коньках?
    Подростки являются той группой людей, которая больше других склонна к экстремальным поступкам, притом бессмысленным. Им свойственны сильные страхи, которые, в основном, касаются отношений между людьми. Школьник боится, что потеряет авторитет среди ровесников, что его не примут в группу, что он не будет пользоваться успехом у другого пола. Что касается страха смерти, то как раз в подростковом возрасте он развит слабо. Ребенок чувствует себя здоровым и сильным, он уверен, что будет жить вечно! Сказывается и небогатый жизненный опыт: родители и близкие живы, поэтому о смерти юноша имеет весьма смутное представление. Как правило, оно носит мистико-романтический характер, как и все запретное в этом возрасте. Именно такое душевное состояние и толкает подростка на экстрим. Каковы же основные причины рискованных поступков?
    1. Самоутверждение
      Школьникам свойственна низкая самооценка. Мало того, что внеш­ность в этом возрасте далеко не идеальна, так существует еще одна серьезная проблема. Хочется стать взрослым, а возможностей пока нет. Для того чтобы поднять самооценку, ребята и совершают экстремальные поступки. Такие действия можно разделить на два основных типа. Иногда подросток решается на риск для самого себя. "Смогу я или не смогу? Я должен понять, чего я стою!" Так, один мальчишка залез на очень высокое дерево, а девочка решилась искупаться в ледяной воде озера. Зрители им были не нужны.
      Второй вариант: школьник совершает "подвиг" для зрителей. В пятый класс пришла новая девочка Наташа. Дети, у которых была уже сложившаяся компания, отнеслись к ее появлению негативно, в игры не принимали, дразнили. Однажды школьницы переодевались в раздевалке на физкультуру. Там было открыто окно. Наташа залезла на подоконник и глубоко вдохнула воздух: "Ох, красота-то какая! Я прыгаю!" Дети понимали, что она шутит, но, тем не менее, пристально наблюдали за ней. Они торжест­венно с ней попрощались, каждый пожал ей руку. Наташа была рада, что весь класс ею заинтересовался. Она, конечно, не прыгнула, но раз уж сюда залезла, надо было что-то сделать. И она сделала два шага по внешней стороне подоконника, придерживаясь за раму.
      Потом она благополучно вернулась назад. Надо заметить, ей очень повезло!Некоторые ребята не могут отказаться от экстремального поступка, когда ровесники испытывают их на "слабо". В этом возрасте насмешки сильно ранят, а признание в группе ценится высоко.

      Рекомендации психолога
      Если ребенок не находит другого способа завоевать авторитет у ребят и взрослых, то родители должны помочь ему найти этот способ. У каждого ребенка есть какие-то способности, и задача мамы с папой — выявить эти способности, найти соответствующий кружок или секцию, чтобы их развивать. Если ребенок лучше всех в классе рисует, или решает задачи, или умеет починить компьютер, ему не придется рисковать собой для привлечения внимания сверстников.

    2. Клин клином
      Иногда ребята совершают экстремальные поступки, чтобы выбить из головы сильное переживание, которое там прочно засело. Это может быть безответная любовь, проблемы с родителями, одиночест­во, невозможность исполнить какие-то желания — одним словом, то, что психологи называют фруст­рацией. Человек сам себе устраивает встряску, хочет одной сильной эмоцией перебить другую. Кстати, этот метод удачно применяется в медицине.

      Рекомендации психолога
      Надо помочь подростку вылечиться от тяжелых переживаний другим способом. Родители должны стать для него психологами, заслужить его доверие. Это значит, что они не будут отрицать существующую проблему и возмущаться: "Мы столько для тебя делаем, а ты еще чем-то недоволен!" К тому же, они не посмеются над сыном или дочерью и не будут их критиковать. А еще они дадут подростку возможность излить негативные эмоции: "Ненавижу эту химичку Марью Ивановну!" Но на этом разговор не должен закончиться. Надо вместе подумать, что можно сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Ребенок должен знать, что родители — его друзья, что они всегда на его стороне.

    3. Отчаяние
      Иногда подросток сознательно хочет причинить себе боль. Он рискует жизнью или здоровьем, чтобы его пожалели. К этому склонны ребята, которые чувствуют себя ненужными и одинокими. Они даже наивно мечтают о смерти: "Вот погибну я, тогда мама поймет, какого хорошего сына она потеряла!" Тут тоже существуют варианты "для людей" и "для себя".
      Вариант "для себя" хуже. Это когда ребенок уже совсем отчаялся и не видит смысла жить. На самоубийство он решиться не может, но и беречь себя тоже не собирается.

      Рекомендации психолога
      Таких подростков спасет только внимание взрослых. Обычно у них равнодушные родители, и от них вряд ли можно ждать помощи. Поэтому бабушки, тети, учителя, соседи должны прийти на помощь. Следует побольше расспрашивать школьника о его делах, выражать радость при встрече с ним, почаще говорить слова "ты нужен" и хвалить. Каждого человека можно за что-то похвалить. Внимание в этом случае может спасти ребенку жизнь!

К содержанию

Запретный экстрим сладок

Евгений Орлов, экстремал-любитель:
Как правило, желание заняться экстремальными видами спорта появляется у подрост­ков в 12-13 лет. Если школьник катается на сноуборде, горном велосипеде, скейтборде или роликах, рано или поздно ему в голову придет мысль попрыгать на кочках, трамплинах или съехать по узкому парапету.

Обычно родители сразу запрещают ребенку заниматься подобными проявлениями экстрима, что не совсем правильно. Ведь психология человека устроена так: чем больше запретов, тем больше желание их нарушить. Отнеситесь к решению ребенка с пониманием, но посоветуйте ему освоить трюки под руководством профессионалов. В нашей стране пока еще мало школ по обучению экстремальным видам спорта, но они есть. Адреса и телефоны таких секций можно узнать в справочной службе.

Занятия в горнолыжной школе или в школе велорайдеров пойдут на пользу школьнику. Несмотря на возможные травмы, экстремальный спорт укрепляет здоровье, ведь прыжки сопровождаются работой почти всех групп мышц. Кроме того, здесь подростку придется научиться самодисциплине. Это позволит ему добиться успеха не только в спорте, но и в учебе.

Если же ваш ребенок изучает технику экстремального катания на примере старших ребят или знаменитых экстремалов, позаботьтесь о его защитном снаряжении. Шлем, налокотники, наколенники и защита для спины — это то, без чего не будет выполнять трюки ни один профессионал. Также необходимо помнить, что даже самая лучшая защита на 100 % не спасает от травм.


К содержанию

Не читайте нотаций!

Мария Дмитриевская,
психолог-консультант Ломоносовской школы:

В психологии существует такое понятие, как "пиковые переживания". Это моменты, когда накал эмоций бывает особенно силен, когда человек переживает ощущение растворения в мире, как бы выходя за пределы собственных возможностей. Источником таких эмоций могут быть любовь, дружба, творчество, общение с природой, религиозное чувство, искусство. Стремление к ярким, интенсивным переживаниям свойственно подростковому возрасту. Но если человеку не хватает эмоций в повседневной жизни, он может прибегать к искусственным источникам "кайфа", в том числе и к неоправданному риску. Играя с опасностью, подросток испытывает восторг. Он бросает вызов миру, исследуя границы своих возможностей. Но если помочь ему найти для себя другие области жизни, к которым он сможет почувствовать такой же интерес, необходимость рисковать отпадет.

Стройте с детьми доверительные отношения, делитесь с ними своими печалями и радостями. Тогда во время непринужденной беседы за ужином ребенок тоже расскажет вам о том, что его волнует, с какими переживаниями ему трудно справиться, а какие чувства хотелось бы испытать. Слушайте его внимательно и не читайте нотаций. Подросток почувствует, что к нему относятся, как ко взрослому, и интерес к экстриму отойдет на второй план.


Юлия Джумм, психолог
Статья предоставлена журналом "Здоровье школьника", № 2 2008 год
Здоровье школьника