Интервью с П.В. Тюленевым, автором книг: "Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка?" (1995); "Читать - раньше, чем ходить" (1996 г.); "Считать - раньше, чем ходить", "Знать ноты - раньше, чем ходить" и других, президентом Академии образования и развития (АОР) провела корр. газеты "МИР ребенка" Анастасия Пинкина (см. также: www.tyulenev.chat.ru).

Корр.:
- Павел Викторович, системе МИР принадлежат наиболее ранние результаты обучения детей. Сегодня многие родители пытаются научить ребенка как можно раньше читать. Сможет ли это сделать каждый? Что подсказывает Ваш личный опыт: не вредно ли для здоровья ребенка?Когда вы начали заниматься методами раннего развития детей?

- Впервые я столкнулся с проблемой раннего чтения на собственном опыте в 1957 году, в санатории в Воронцовке, где мне более года залечивали подстреленное из рогатки колено. Там меня начали обучать чтению в пять - шесть лет, но мама, обнаружив это, запретила педагогам продолжать, считая, что раннее обучение вредно. Мое же огорчение трудно описать: впечатление было такое, что у меня отобрали любимую игрушку. Напротив, мой дед, в с. Ивановке, начиная с возраста полутора - двух лет ежедневно организовывал со мной занятия по методике вроде "Читать - раньше, чем говорить", используя при этом самое ценное свое сокровище: книгу К. Брэма "Жизнь животных", с цветными картинками. Еще не умея говорить, я должен был изображать "прочитанное", воспроизводить движения, голоса животных... Это было для меня самым увлекательным занятием!

С тех пор я делил взрослых на две категории: одни помогали мне, ребенку, развиваться, другие - время от времени препятствовали, хотя иногда тоже помогали.

Ко мне было применено немало методов и приемов раннего развития, описание заняло бы целую книжку. Все, что мне нравилось, я тут же проверял на малышах - за мной постоянно ходила вереница детишек по - младше, которых я учил всему, что узнавал у взрослых или из книжек. Одних только братьев и сестер, вместе с двоюродными, была почти что дюжина, и все мы на несколько месяцев собирались в деревне ...

Корр.:
- Не могли бы вы все - таки, перечислить, какие методы системы МИР достались вам от ваших родителей? - ведь это, наверное, наша история!

Я думаю, многие, если покопаются в памяти, обнаружат, что родители делали немало попыток применить разнообразные приемы раннего развития. Мой дед как и все русские казаки, был мастер на все руки, словно спешил, очень рано обучал меня всему: калировать плодовые деревья, вязать в ставить сети, рыбачить, охотиться... Скажем, показал мне мой дед, как прививать яблони, через день мы вместе с армией малышей "откалировали" дикий терн, яблони - дички, в общем, все, что росло на нашей знаменитой Ивановской круче по над речкой. Научил мой дед, - егерь с лицензией,- меня в пять лет ловить и разделывать диких крыс - ондатр, тут же за недостатком ондатр, наша бригада малышей стала заготавливать шкуры ужей, которых по берегам речки водилось множество. Иногда, по ошибке, пытались ловить ... гадюк, к счастью, очень редких.

Настоящий молоток и гвозди дедушка мне вручил ... в два года. В результате специально выделенное полено к осени покрылось металлическим панцирем от шляпок гвоздей, а я на всю жизнь почти с закрытыми глазами научился вколачивать гвозди. Кроме того, он замечательно, профессионально пел, когда - то он был в церковном хоре. Прячась под лавками, по праздникам, мы, малыши, дрожжали и слушали громовые дедовы раскаты и многоголосные подпевки. Помня об этом опыте, я реализовал эту развивающую среду и воспитательную ситуацию с помощью магнитофона. Теперь норма для "мирных малышей" - читать песенники и свободно петь в 2,5 - 3 года несколько десятков взрослых песен.

К музыке меня рано приобщил отец, Виктор Михайлович, когда я едва начал ходить и не мог нажимать на клавиши. Сделал это он гениально просто: поставил меня ножками на клавиатуру фортепиано! Для малыша 1 - 2 года такое невероятное, колоссальное впечатление не забывается всю последующую хизнь. Отец учил меня играть на гармошке, балалайке, гитаре, и даже ... на обыкновенной пиле, и на ложках. Во втором классе по настоянию матери, отец, на мой взгляд, лучший профессиональный художник столицы, научил меня почти профессионально рисовать, подарил мне этюдник - с тех пор я несколько лет даже ходил ... "на этюды", то есть, рисовать "с натуры" ...

Не отставала в изобретении методов раннего развития и мама: еще до восьми лет она обучила меня всем навыкам самостоятельного ведения дел по дому, и даже шитью и вышиванию, крестьянскому обустройству хозяйства. Незабываемое событие произошло в 1959 году, летом, после моего второго класса: мама предоставила мне пишущую машинку. Как ни ряди, это было на восемь лет раньше, чем сделал это кто - либо другой для ребенка в те времена , наверное во всем мире. В те же годы меня научили проводить некоторые химические эксперименты. В частности, уже в третьем классе я извлекал серебро при помощи ... ртути из просроченных препаратов для пломбирования зубов. Естественно, после таких сроков и положительных результатов я не мог смириться, что химию начинают "преподавать" только в 7 - 8 классе, и теперь, после многочисленных проверок, стал рекомендовать ее ... почти с рождения.

Корр.:
- Вы автор книги "Предпринимать - раньше, чем ходить". Откуда эта группа методов?

Сколько себя помню, мама говорила: "пусть называют торгашом, но без торговли жизнь не может существовать, и это всегда полезно", имея в виду, видимо то, что раннее занятие торговлей формирует какой - то особый менталитет. Впервые она поставила меня за прилавок в три четыре года - я тогда не умел считать, но сумел продать пучок редиски за 50 коп (в старых деньгах). Уже в те далекие 60-е годы наша семья, нелегально, разумеется, производила в своем частном доме, и продавала массу продукции - это был настоящий художественно - производственный цех, которым руководил отец. Кроме того, случалось на продажу выращивались: фрукты (груши, персики, виноград); овощи (лук, редиска, укроп, томаты); свинина, куры, кролики - без этого спокойно не могла жить моя мама, которая всем этим занималась в огромной семье казаков и самостоятельно торговала с возраста ... семи - восьми лет! Еще до 1975 года я объездил по частным торговым делам всю Сибирь и Казахстан.

Так и получилось, что массу методов раннего развития я испробовал на самом себе, и немедленно начал применять на своих братьях, оставшись за старшего в семье. Я не переставал удивляться, как это можно не заниматься именно ранним развитием и воспитанием, и уже после четвертого класса стал понимать, что традиционная школа стала помехой. На сегодня наши методы обучения малышей чтению отработаны и доступны любому родителю. За многие годы удалось решить главную задачу: разработать и реализовать методы интеллектуального развития и получить воспроизводимые результаты в наиболее ранние периоды жизни человека.

Корр.:
- Что рекомендуете вы, скажем, в возрасте до одного года?

В ползунковом возрасте мы рекомендуем простые игры "Читатель - ползунок" и "Писатель" со специальной азбукой МИР начиная со "смотрункового", "трогункового" и "ползункового" возраста, то есть от рождения до года. В результате, к полутора - двум годам родители полностью освобождаются от традиционных утомительных занятий. Ситуация выглядит примерно так: родители еще спят, а годовалый малыш проснулся и самостоятельно просматривает и увлеченно читает приготовленные с вечера книжки за 1 - 2 класс ...

Корр.:
- Когда Вы получили, скажем, первые школьные результаты? Каким был ваш путь к методам раннего развития?

- Строго говоря, это было еще в юности, я ведь часто был в доме за маму, которая болела, отсутствовала от 6 до 8 месяцев в году. В школе знали, что мы живем фактически без матери, но успехи были таковы, что руководство школы согласилось по моей просьбе перевести братьев: среднего - на один класс, младшего - на два класса вперед. Понимая, что братья будут теперь на мне, я хотел выиграть несколько лет, чтобы они успели в будущем подготовиться и поступить в институты. К тому же понадобилось бы покупать лишь один комплект учебников - как никак, экономия для семьи. За сентябрь - октябрь мы с братьями прошли годовую программу. Однако, в 1967 году, опять таки мама, неожиданно вернувшись из больницы, не разрешила мне сделать намеченное. Пришлось довольствоваться минимумом, методикой физического развития: братья в 12 - 13 лет стали чемпионами столицы, неофициальными рекордсменами мира по многим видам школьной гимнастики. Зафиксировано, что, например, они поднимались по канату вверх - вниз непрерывно более 12 раз, а это около 70 метров, и делали многое другое, что в те времена никому и не снилось. Исчезли болезни, братьев сняли с диспансерного учета. При этом все было сделано за полгода, и почти никаких затрат!

Добиться этого было невозможно традиционными средствами. Нужно было применить более эффективные, новые методы, потребовалась новая теория. . Об этом мы и разговаривали с Б.П. Никитиным, когда впервые встретились в 1976 году. Поэтому мною была пересмотрена старая, и предложена новая, научная педагогика - "Интеллектика".

В частности, исследуя мыслительные процессы на ЭВМ, я пришел к выводу, что чтение должно быть намного проще, чем хождение

Теперь все методы и приемы, проверенные за тридцать лет, входят в "систему МИР", которая позволяет заинтересовать детей, подготовить их к школе, направить их энергию в положительное, конструктивное русло.

Корр.:
- Вы - автор самого замечательного гуманитарного открытия ХХ века, выдвинули концепцию Человека Развитого. Почему обучать читать оказалось легче, чем ходить и говорить?

- Расчеты показали, что число мышц, участвующих в "хождении" или "говорении", в несколько раз больше, чем при чтении. Но еще в 50-х годах Норберт Винер показал, что управление в живых и неживых объектах носит одну и ту же природу. Значит, задача управления "хождением" а также голосовыми связками, на порядок сложнее, чем задача обучения чтению "про себя". Последующие эксперименты доказали, что обучить ребенка чтению легче, чем ходить и говорить.

Открытие заключалось в том, что Человек Читающий в нормальных условиях должен появляться раньше, чем Человек Прямоходящий и Человек Говорящий. Мы изобрели азбуку МИР и десятки игр, которые позволяют младенцу составлять слова, то есть "писать" нам сообщения не дожидаясь, когда разовьются его ноги и речевой аппарат.

Оказалось, что младенцы вполне распознают слова в 6 - 7 мес., и могут начинать составлять слова из букв раньше, чем полностью собирают свою первую игрушку - пирамидку, то есть примерно в срок 9 - 14 месяцев. Малыши словно руководствуются девизом: "Ходить ты можешь не уметь, ну а писать уже обязан!". А неразумные родители покупают им "ходунки" и "прыгунки", отвлекают от чтения и письма - куда более полезного занятия, чем падать во время "раннего хождения".

Корр.:
- Как удалось проверить на практике Вашу теорию?

- Это было самое трудное. Тогдашние педиатры и педагоги, жутко возмущались, но в научной библиотеке в Томске, я обнаружил, что они просто умело скрывают "нормальные показатели развития ребенка". В частности, те показатели, которые опубликовал великий педагог Я. Коменский еще в 1632 году(!): в работе "Материнская школа" он предлагал, например, сделать нормой в 6 лет требование уметь считать ... до 60.

Но в те времена было невероятно трудно преодолеть психологический барьер. Была полная неопределенность и риск. Эксперименты по "максимальной педагогике" я продолжил на своих дочерях. В результате обобщения практического опыта и консультаций родителей по раннему развитию в 1995 - 1998 г. вышло несколько книг на эту тему, от "Читать - раньше, чем ходить" (Изд. "Знание"), до книги "Когда начинать воспитывать будущего президента?" и другие. Теперь в Москве, да и по всему миру имеются дети, кто начал читать - раньше, чем ходить (Познакомиться с этими материалами можно на сайте www.7ya.ru, www.mirr.h1.ru.)

Корр.:
- Вы создатель новой системы "оптимального фундаментального образования". Какие результаты Вы считаете на сегодня оптимальными?

- Еще в 1991 - 1992 году мы провели акцию "Начальное образование - к 4 - 5 годам", разослав описание методики и результатов в тысячи организаций и в газеты. В нем, на основании нашего опыта и результатов, были приведены практически рекомендации, что делать для того, чтобы ребенок в пять лет мог уже поступить в пятый класс. Текст этого исторического письма с первыми конкретными рекомендациями по раннему развитию размещен на сайте www.larisa.h1.ru/pr01.htm. От Пскова до Сахалина ко мне пришло много писем, некоторые газеты опубликовали мои рекомендации, которые стали реликвией. Это был наш первый "пресс - релиз" по системе "Читать - раньше, чем ходить". С тех пор мы неоднократно повторяли рассылку, выступали по телевидению.

К 1997 г. было доказано, что существующая программа средней школы успешно осваивается обычными раннечитающими детьми к возрасту 9 - 11 лет.

Наконец, в 2000 году свой первый вуз окончили дипломники в возрасте 12-14 лет. Сегодня мы уверены, что любой обычный ребенок способен к возрасту гражданской зрелости 18 лет развиться до квалификации кандидата, иногда даже ... доктора наук(!) и, тем самым, действительно завершить свое образование, став специалистом высшего класса.

Поскольку Конституцией гарантируется бесплатное образование до 18 лет, то мы готовы обеспечить высшее образование всем желающим бесплатно, подготовить кадры новой педагогики. Сейчас нами вместе с В.Шаталовым, В. Скрипалевым и др. создается система детских садов - школ - вузов, куда принимаются малыши без ограничения возраста. Такое образовательное учреждение нового типа уже создано - Академия образования, социального экономического развития, сокращенно АОР. Каким я представляю лучшее, оптимальное образование? Это такое образование, когда родители будут записывать ребенка в этот или подобный "детский сад - вуз" на "заочное отделение" в возрасте от 0 до 2-3-х лет. Строго говоря, если выражаться известным выражением издательства "Знание", "после трех лет - уже поздно".

Контактный телефон: 8-(095)-419-01-06, e-mail: aor@oss.ru, Internet: www.rebenok.h1.ru.