Содержание:

"Эй, мам! Смотри, какого зверя я застрелил!" — пятилетний "охотник" протягивает "трофей". Плюшевый мишка смотрит с печальным укором единственным целым глазом-пуговицей.

К содержанию

Не плачь, малыш, берись за саблю!

Психологи обеспокоены: детская агрессивность растет постоянно и страшно. Подростки бьются насмерть из-за самых ничтожных, с точки зрения взрослого, поводов. Может, пора спасать человечество? Принимать срочные профилактические меры? И испуганные родители отбирают у детей игрушечные пистолетики и автоматы. Под запретом оказываются не только компьютерные "стрелялки" и ужасные монстры, но и пластиковые сабли, и человеки-пауки.

Хорошо это или плохо? Может быть, именно так нам удастся вырастить мирное поколение, не помышляющее о драках и войнах? Психологи так не считают. У них даже термин специальный есть — "канализация агрессии". И именно "милитаристские" игрушки выплеск отрицательных эмоций у детей направляют в нужное и вполне безопасное русло. Агрессия в том или ином количестве есть у каждого из нас, никуда не денешься, и внутрь ее загонять — последнее дело. Кстати, для родителей-пацифистов: игра с пистолетами и автоматами хороший повод объяснить ребенку, что нельзя даже в шутку целиться в живое.

К содержанию

Мультик находит агрессора

Американские ученые обнаружили, что с помощью мультиков можно выявить детей из "агрессивной" группы риска. Маленьким девочкам показали 10 мультфильмов-провокаций. Каждый сюжет заставлял детей окунуться в непростую жизненную ситуацию, которая обязательно бы вызвала негативную реакцию у ребенка, склонного к насилию. Исследователи внимательно следили за комментариями детей. По мнению детских психологов, ребятишки, которые замечают враждебное поведение даже там, где его нет, скорее всего, сами ведут себя агрессивно.

Пол участников был выбран не случайно, как раз потому, что большинство ученых изучают агрессию только у мальчиков. Девочки вряд ли будут кулаками вымещать свое зло на других. Они выберут другую форму враждебности — социальную: сплетни, травлю, бойкоты.

К содержанию

Маленький "Человек — паук" против взрослых "тараканов"

Одна мама на интернет-форуме описывает, как ее четырехлетний сын выводил на бумаге первые в своей жизни буквы, складывая их в слова. На первой страничке новенькой тетради он написал не "мама" и не "папа", и даже не "миру мир", а — "Человек-паук". Этой маме забавно, что дитя выбрало для пробы пера своего любимого персонажа. Но — невинное хвастовство успехами продвинутого малыша встречает дружный хор порицания: мол, вырастите, мамаша, разрушителя и тирана, никаких человеческих ценностей для такого ребенка не существует, раз мать и отец для него менее важны, чем человекомонстр из комикса.

Почему Человек-паук, черепашки-ниндзя и Бэтмен стали красной тряпкой для многих современных родителей? "Это игрушки, провоцирующие драки!", "Это страшные монстры!" "Они отвратительно выглядят, противно и в руки взять!"

Как правило, люди, говорящие о "страшности" и злобности Человека-паука, ни разу не видели ни фильмов, ни мультиков, рассказывающих историю этих "монстров". Подумайте: ведь все они — и Супермен, и черепашки, и другие — всегда выступают на стороне людей. Друзьями. Помощниками. Защитниками. Это же современный вариант Ильи Муромца и Алеши Поповича — пусть без коня и кольчуги, и не с мечом и палицей, а с нунчаками и волшебной паутиной. Это вера наших детей в то, что, когда тебе придется по-настоящему плохо, прилетит "волшебник в голубом вертолете" — и разгонит всех плохих.

А драки... Не мы ли учим детей, что "добро должно быть с кулаками"? И не забываем ли, как самозабвенно бегали по улицам, играя в "войнушку"? "Падай, ты убит! — Нет, это ты падай, это ты убит!"

Конечно, не стоит формировать парк игрушек ребенка из одних супергероев. Пусть машинки, конструкторы, солдатики, куклы, плюшевые звери и кубики найдут свое место в детской. Только помните: если не дать малышу готового средства канализации агрессии — он соорудит его сам. Из того, что будет под рукой.

К содержанию

Сказки? Вон с книжной полки!

Группа родителей из Пензы решила оградить своих детей не только от агрессивных игрушек, но и от вредных книг. Взрослые обратились к руководителям книжных сетей с требованием убрать из продажи страшные сказки.

Родителей возмутила не только французская народная сказка, в которой мелькают кровь, ножи и отрезанные головы, но и наша, родная, "Иван — крестьянский сын и чудо-юдо", в которой слишком натуралистично описывается битва юноши с чудищем: "Взял туловище, рассек на мелкие части и побросал в реку Смородину, а девять голов под Калинов мост сложил". Мнения психологов разделились. Одни считают, что чем меньше жестокости ребенок будет видеть в книжках, тем спокойнее и дружелюбнее он станет относиться к окружающим. Другие уверены, что сказочные "ужастики" не переносятся детьми на отношения в реальном мире. А третьи рекомендуют родителям руководствоваться личностными особенностями ребенка при выборе книг для чтения, не прибегая к тотальным запретам.

К содержанию

"Бойцовский клуб" в детской комнате

Скажите, можно ли считать "воинственной" игрушкой кубик с буквами? Еще как! Тот, кто получал в лоб увесистым "кирпичиком", нечаянно разрушив деревянную башню, подтвердит. А видели ли вы "раненых" кукол с оторванными руками, ногами и даже головами? Наверняка приходилось. А вот — шестилетний мальчик возится с игрушечными собачками. Внезапно мирное занятие превращается в "бойцовский клуб". Мальчик берет самую большую игрушку и крушит все остальные, рыча и крича. А через десять минут вместо "побоища" вырастает ветеринарная клиника, и тот же ребенок становится добрым Айболитом, а Спайдермен и Бэтмен — его верными помощниками-медбратьями. Как тут разобраться? Что из игрушек оставлять? Что срочно убирать подальше?

А теперь давайте вспомним Пагсли и Вензди Адамс, младшее поколение мрачной семейки. Несмотря на жуткие игрушки — гильотину, мясницкий нож и куклу с отрубленной головой — и неаппетитные игры, этих детей никто не назовет агрессивными. Забавные, любопытные, не похожие на других, но не злые!

Агрессивные игрушки — это на самом деле отличный маркер. Пустите ребенка в комнату, полную самых разных игр. Если малыш первым делом бросается к монстрам, это может означать, что у него много подавленной агрессии. Если он боится таких игрушек, нужно разобраться, как у ребенка обстоят дела со страхами. Психологически благополучный ребенок выберет что-то нейтральное. Интерес к агрессивным игрушкам или страх перед ними — это признак проблем, но никак не их причина.

Увлечение компьютерными "стрелялками" — точно такой же маркер. Вряд ли ребенок приходит в восторг от виртуальных убийств, потому что сам хочет быть жестоким. Ему хочется быть сильным.

Вполне распространенная картина: дитя, проливающее на экране реки кровищи, нежно поглаживает морскую свинку, приговаривая "хороший зверь, хороший". Скорее всего, он отождествляет себя с главными героями, сильными и непобедимыми, дает выход внутренней агрессии. Некоторые специалисты считают, что это неплохо. Лучше ребенок постреляет по виртуальным "врагам", чем пойдет во двор и изобьет кого-нибудь помладше и послабее. Главное — меру знать и фантастику с реальной жизнью не путать.

Кстати, в детстве Адольфа Гитлера и Бена Ладена компов со "стрелялками" и воинственных черепашек не было. А Андрей Чикатило и "битцевский маньяк" смотрели только добрые мультики.

Вы заметили, что ребенок часто играет в агрессивные игры. Что делать?
  • Исключите агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, телефильмы, грубые фразы).
  • Научите ребенка — лучше всего собственным примером — контролировать свои негативные эмоции и "выплескивать" их адекватно, без вреда для себя и окружающих.
  • Помните: взяв на себя агрессивную роль в игре, ребенок защищается от агрессии в реальной жизни, компенсирует неумение общаться, маскирует застенчивость, смущение. Помогите ему "мирным" путем научиться быть сильным — находить общий язык со сверстниками, уметь обратить на себя внимание без ссор и драк, управлять своим настроением.
  • Повышайте самооценку ребенка.
  • Старайтесь чаще общаться "на равных", чтобы вовремя заметить тревожные "звоночки" и понять, чем они вызваны.
  • Не наказывайте ребенка за агрессивное поведение! Агрессия с вашей стороны провоцирует закрепление такого поведения у ребенка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, начинайте "разбор полетов".
  • Старайтесь, чтобы ваши слова не расходились с делами! ("Надо беречь природу", — говорит мама, а позже обламывает ветки у дерева. "Драться нехорошо", — говорит папа, но после ссоры ребенка с товарищем учит: "Надо было дать сдачи").
  • Помогите ребенку, если у него возникают проблемы в общении со сверстниками (ролевые коррекционные игры, консультации психолога, развитие коммуникативных навыков).

Анна Панина

Статья предоставлена сайтом "Health News"
Health News