Содержание:

Говорят, студенчество самая радостная пора. Однако сколько нервов приходится потратить детям, а особенно их родителям, прежде чем вчерашний школьник пополнит ряды поступивших. Курсы, репетиторы, подготовительные отделения однажды становятся реальностью, заставляя родителей, в сотый раз задумываться о том, что выбрать, дабы ребенок получил максимальные шансы на поступление. Не последнее место в думах родителей занимают частные школы, вопросы о которых приходят на наш информационно-образовательный портал "Всевед".

Если зайти на сайт любой частной школы, то можно увидеть список вузов, куда она обещает подготовить своих учеников. Список впечатляет: МГУ, МГИМО, Финансовая Академия, Высшая школа экономики, РЭА им. Плеханова, МГТУ им. Баумана, РУДН, МИФИ, МАИ, МИСиС, РХТУ им. Менделеева, ГУУ и прочие престижные и не очень институты и университеты. Причем поступление гарантируют стопроцентное, что не может не радовать. Конечно, можно отдать ребенка на подготовительные курсы, но ведь гораздо удобнее заниматься в школе, не тратя лишнее время на разъезды. Эта мысль привлекательна и играет не последнюю роль, но, напрашивается вопрос, каким образом школы осуществляют подготовку в такие разные вузы? Чтобы получить на него ответ, мы решили обзвонить некоторые частные школы, признанные лучшими в 2005 году по мнению журнала "Куда пойти учиться" (№ 16 от 25.04.2005).

К содержанию

Школы: поступление в вуз гарантированно

Подготовка в вузы осуществляется, как правило, по двум направлениям: школа либо заключает договор с вузом, либо справляется своими силами. Текст договора является коммерческой тайной. Но суть, по словам школ, сводиться к тому, что вуз его подписавший, обязан присылать своих преподавателей, которые будут читать лекции по профильным предметам, а также время от времени принимать учеников у себя, чтобы те могли освоиться в институтской атмосфере. При этом в школах подчеркивали, что договор не дает никаких льгот при поступлении, ученик сдает экзамены только за счет знаний. Льготы могут получить только победители Олимпиад, но для участия в них не обязательно быть воспитанником частной школы. Если школа является базовой при вузе (не имеет значение, государственная она или частная), ее ученики могут сдавать экзамены до основного потока, а в некоторых случаях даже зачисляться сразу на второй курс.

Поскольку в частных школах профильных классов нет, учеников распределяют по группам, ориентированным на конкретный вуз, либо на определенное направление: гуманитарное, экономическое, естественнонаучное и т.д.

Так, например, в школе "Венда" существует пять профилей, каждый из них имеет набор предметов, которые изучаются углубленно. При этом ребенок может взять предмет из другого профиля (например, лингвистика). Занятия проходят как в группе, так и индивидуально. Школа приглашает институтских преподавателей, а также направляет в вузы своих на переподготовку.

В Ломоносовской школе не скрывают, что для поступления, например, в МГИМО родителям приходится нанимать репетиторов, поскольку институт этот очень серьезный. Педагоги школы знакомы с программой вступительных экзаменов вуза, куда ребенок собирается поступать, и занимаются с ним иногда в группе, иногда индивидуально. Приглашать преподавателя из вуза имеет смысл тогда, когда набирается группа из 5-6 человек. Руководство школы считает, что для поступления в институт недостаточно просто хорошо выучить предметы. Программа каждого вуза имеет свои нюансы, свою точку зрения на спорные вопросы. И при подготовке очень важно эти нюансы учитывать. Ломоносовская школа указывает контакты со следующими вузами: МГУ им. М.В. Ломоносова, ГУ-ВШЭ, РЭА им. Г.В. Плеханова, МГИМО, Академия труда и социальных отношений, Международный университет бизнеса и управления, Российская академия адвокатуры, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, МАИ,

МАТИ, МИРЭА. Комментарии некоторых вузов см. в таблице.

Во многих школах существует система спецкурсов. Так, школа "Наследник" распределяет учеников по группам и приглашает в каждой группе преподавателя. Школа "Наследник" указывает контакты со следующими вузами: МИФИ, Финансовая академия, Всероссийская академия внешней торговли, ГУУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, ГУ-ВШЭ, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, МИТЭК МГИМО, МИРБИС, МПГУ, Международный университет (в Москве), РХТУ им. Д.И. Менделеева, МИСИС, МГЮА, Первый московский юридический институт. Комментарии некоторых вузов см. в таблице.

В школу "Сотрудничество", которая является многопрофильной, преподаватели приезжают три раза в неделю, и читают спецкурсы по выбранному учеником направлению. Также с ребятами занимаются и школьные учителя, которым вузы предоставляют программу вступительных экзаменов. Школа указывает контакты со следующими вузами: ГУ-ВШЭ, Московский государственный социальный университет, МГУЭСИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РГГУ. Комментарии некоторых вузов см. в таблице.

Своими силами обходятся, например, в школах "Колледж 21 век" и "Алеф". Здесь сообщили, что их учителя имеют высокую квалификацию, некоторые преподают в высших учебных заведениях, поэтому вполне в состоянии подготовить абитуриента.

С некоторой иронией наши вопросы встретили в школе "Ромашка". Здесь нам также сообщили, что поступление стопроцентное. И тут же заметили, что вряд ли в какой-то другой школе прозвучит иная цифра. И не потому, что обманывают, а потому что состоятельные родители (а именно их дети посещают частные школы) найдут способы устроить своего ребенка в вуз.

К содержанию

Вузы: "договор" со школой - понятие растяжимое

Проверить информацию, касающуюся сотрудничества со школами, мы решили в вузах, логично предположив, что родители заходят сделать то же самое. Для чистоты эксперимента наш корреспондент представлялся родителем девятиклассника. Итак, что же сказали вузы.

Некоторые из них удивились, потому что не имеют никаких договоров со школами. У кого-то есть свои лицейские классы. Институты, имеющие договоренности подчеркнули, что договор сам по себе вещь достаточно спорная, гарантий никаких не дает, ибо понятие "сотрудничество" можно толковать по-разному. Так, например, в ГУ-ВШЭ подтвердили, что Ломоносовская школа является одной из их базовых школ. Но заметили, что желающих поступить в их вуз из этой школы очень мало, поэтому преподавателям невыгодно тратить время и по нескольку раз в неделю ездить туда ради 3-4 учеников. Для этого должна набраться группа хотя бы из десяти поступающих. И все же договор со школой действительно имеется, но… Эти договоры мало к чему обязывают. По ним ученик может просто приехать в вуз и прослушать какой-нибудь курс предметов. Кто скажет после этого, что школа не сотрудничает с вузом? Сотрудничает, однако, не совсем так, как это представляется родителям. Так, по крайней мере, считают представители целого ряда престижных государственных вузов.

Вообще надо отметить, что большинство институтов настаивали на том, что школы - школами, а готовиться все-таки лучше на подготовительных курсах. А еще лучше в специальных лицеях и профильных (лицейских) классах, куда тоже существует конкурс. Так, например, в МГТУ им. Баумана нам честно сказали, что к частным школам относятся с недоверием. По мнению сотрудников, частные школы больше внимания обращают не на то, что нужно вузу, а на то, что нужно им. Так что если хотите гарантировано поступить в Бауманку, лучше сразу настраиваться на их лицей, потому что там готовят так, как нужно вузу. Правда, поступить в этот лицей едва ли легче, чем в университет, а программа занятий очень сложная, зато о будущем можно не переживать. А вот подготовительные курсы в Бауманку также не дают серьезных гарантий, хотя и помогают абитуриенту сориентироваться.

А, например, в Налоговой академии, которая имеет свои профильные классы в государственных общеобразовательных школах, вообще не видят смысла забирать ребенка из родной школы. Ведь Министерство образования несколько лет назад отменило льготы для поступающих из базовых школ, так зачем наносить ребенку лишнюю травму, проще отдать его на курсы.

В ИМПЭ им. Грибоедова подтвердили, что договоренности с частными школами есть, но в основном они натаскивают абитуриентов силами своих учителей. Иногда дети приходят на лекции в вуз, иногда преподаватели ездят в школы, но все это носит эпизодический характер.

Вообще, после разговоров с вузами сложилось впечатление, что если уж родители решили поменять ребенку школу, откуда ему будет проще поступить в нужный институт, лучше выбирать лицей при вузе (5 - 11 классы, 9 - 11 классы или 10 - 11 классы). Свои лицеи или профильные (лицейские) классы имеют, например, МГУ, ГУУ, РГГУ, Институт международной торговли и права, МГЛУ, Международный университет в Москве, Налоговая Академия. Кстати, необходимо разделять понятие "лицей" и "профильные (лицейские) классы". Классы открываются при определенной школе и ориентированы на конкретный вуз. И по мере набора они могут работать или закрываться. Вся остальная школа учится по обычной программе. Лицей же полностью ориентирован на вуз и дает более основательную подготовку. Еще мы столкнулись с таким понятием, как школа-вуз. Так, при Институте международной торговли и права существует Школа, где обучение проходит только в 10 - 11 классах, что можно отнести к понятию лицей.

Преимущество подобных лицеев и профильных классов в том, что они дают знания не вообще, а именно те, которые нужны в том или ином институте. Преподаватели систематически читают лекции по нужным предметам, добиваясь того, чтобы к моменту поступления абитуриент соответствовал уровню выбранного вуза. Это, кстати, очень пригодится ему в дальнейшем, когда он поступит. Такому студенту ориентироваться в требованиях своего института будет гораздо проще.

Итак, подведем итоги. Какие варианты подготовки существуют и на что лучше ориентироваться.

  • Первое место по эффективности занимают лицеи, школы при вузах, а также профильные (лицейские) классы, об их преимуществах мы писали выше. Этот вариант очень подходит тем родителям, которые не хотят отрывать ребенка от школы.
  • Немало шансов на поступление есть и у выпускников подготовительных курсов. Однако тут стоит быть внимательнее: если при вузе есть лицей или классы, то основные усилия будут сосредоточены именно на них.
  • И, наконец, на последнем месте стоят школы, имеющие с вузом договор. С точки зрения подготовки они наименее эффективны, так как, пытаясь работать сразу с несколькими вузами, находятся в более проигрышной ситуации. Им сложнее качественно подготовиться своих выпускников, а это наводит на мысль о том, стоит ли доверять подготовку непрофильной школе.

В заключении хотелось бы сказать, что мы не ставили себе целью умалить авторитет школ и готовы ответить на любые вопросы, касающиеся темы данной статьи. Информация, которую нам дали вузы, не является тайной, ее может получить любой родитель, просто позвонив по телефону.

Комментарии вузов по сотрудничеству со школами
(таблица составлена на основании информации, полученной в вузах)
Не сотрудничает ни с какими школами РХТУ им. Менделеева, МГЮА, Всероссийская академия внешней торговли, МГИМО.
Сотрудничает только с государственными школами, не сотрудничает с частными ГГУ, РУДН, РГГУ, МГЛУ, РЭА им. Плеханова, Налоговая Академия, Российская, академия адвокатуры, Российская правовая академия, МАИ, МИСиС.
Имеет свой лицей или профильные (лицейские) классы МГУ, ГУУ, РГГУ, Институт международной торговли и права, МГЛУ, Налоговая Академия, Международный университет в Москве.
Сотрудничает с частными и государственными школами МГУ, ГУ-ВШЭ, МИФИ, Международный университет в Москве (только некоторые факультеты), Академия труда и социальных отношений, Первый московский юридический институт.
Юлия Черненко
Информационно-образовательный портал "Всевед"