Содержание:

Русские художники второй половины ХIХ в., в большинстве своем заканчивавшие Академию художеств в Петербурге, Москву писали с особым чувством.

Древняя столица с ее исторической застройкой - с Кремлем и Посадом, в котором еще сохранились боярские палаты и терема, с Белым городом и древними кривыми улочками, с многочисленными купеческими слободами и кольцами монастырей - смотрелась с Воробьевых гор бесконечной вереницей церквей, отливающих золотыми куполами. Их малиновый звон разносился на десятки километров. Многие питерские живописцы, воспитанные в классических традициях Академии художеств, писавшие дипломные работы на античные сюжеты и стажировавшиеся в Европе, познавая старое и новое западное искусство, после зарубежных поездок стремились в Первопрестольную. Москва всегда была для них настоящим кладезем древнерусской культуры.

В конце 80-х годов ХIХ века в Москву переехали Виктор Васнецов с братом Апполинарием, Василий Суриков, а позже - Валентин Серов. Подолгу жили в Москве Михаил Нестеров, Илья Репин, Михаил Врубель и др. Навсегда переселился в древнюю столицу и коренной петербуржец, замечательный художник Василий Дмитриевич Поленов - автор известных полотен: "Заросший пруд", "Ранний снег", "Золотая осень", "Христос и грешница" и почти ностальгической для всех нас картины "Московский дворик", о которой и пойдет наше повествование.

К содержанию

Становление художника. Поиск своей тематики в живописи.

Картина "Московский дворик" за окончена Поленовым в 1878 году - в год его приезда из-за границы и окончательного переезда в Москву. Он молод (ему 34 года), полон сил и необыкновенно талантлив. Выходец из интеллигентной дворянской семьи Петербурга он с раннего детства был приобщен к искусству. Его отец был дипломатом, известным археологом и библиографом, мать (внучка архитектора Н.А.Львова) - детская писательница. Она увлекалась искусством, писала портреты. В семье любили и знали музыку, живопись. Ко времени переезда в Москву В.Поленовым был пройден уже немалый путь в искусстве.

После окончания Академии художеств и одновременно юридического факультета Петербургского университета он получает право на поездку за границу на 6 лет. В.Поленов посещает Германию, Швейцарию, Англию, Италию, Францию, Грецию и везде много работает. Он учится писать на пленере, трудится в парижской мастерской художника А.Боголюбова, через которого знакомится с И.Тургеневым и посещает салон Полины Виардо. В Риме В.Поленов и его сокурсник И.Репин подружились с Саввой Мамонтовым, богатым московским купцом, меценатом и вошли в его кружок, который в Москве обрел имя "абрамцевского" (по названию имения в Абрамцево).

Будучи за границей и вернувшись в Россию, В.Поленов ищет и находит свое направление в живописи, определив для себя, что " его талант всего ближе к пейзажному бытовому жанру".

К содержанию

Из окна мастерской...

"Московский дворик" В.Поленов писал из окон своей мастерской, обращенных в сторону старого Арбата (дом не сохранился). Тематика картины незамысловата. Небольшой уютный дворик живет своей простой, обыденной жизнью. На лужайке играют ребятишки, старая лошадь, запряженная в телегу, ждет своего хозяина, поодаль - женщина в простой одежде несет ведро с водой. Слева - особняк с колоннами, утопающий в зелени деревьев, за ним - старый сарай, полуразрушенный забор, веревка с бельем. Все так привычно для старой деревянной Москвы. Однако, если провести несложный анализ самой живописи этого произведения, то можно отметить, что она необычна для русских пейзажей того времени. Дворик утопает в солнечных лучах. Он окутан воздухом и светом, крыши невысоких домов подернуты легкой дымкой, а возвышающийся над ним храм Спаса Преображения с высокой колокольней как бы тает на фоне серо-голубого неба. Очертания предметов смягчены. Но все реально, не беспредметно. Краски неярки, но палитра их разнообразна. Так когда-то начинали французские импрессионисты, вышедшие писать свои произведения на природу. То, что увидел и осуществил Василий Поленов в этой картине (свет, воздух, иное изображение пространства), еще не удавалось русским художникам и поражало зрителя совершенно новой стилистикой в решении задач русской пейзажной живописи на природе. Картина приобрела широкую известность, и вскоре ее купил П.Третьяков для своей знаменитой галереи.

Храм Спаса Преображения, чудом сохранившийся до наших дней, доминирующий над всей округой и поныне, вошедший в картину художника легким, почти силуэтным изображением, имеет свою непростую историю.

Первое упоминание о нем относится к 1639 году. Первоначально храм был деревянным и стоял в стрелецкой слободе среди густого соснового бора. В 1711 году стрельцами был воздвигнут новый храм с каменными стенами. В пожаре 1812 года стены храма остались целы, но сгорела и рухнула деревянная кровля. Он был постепенно восстановлен на пожертвования прихожан и в конце ХIХ - начале ХХ века достиг своего великолепия. Построенный русскими мастерами каменных дел, он полностью сохранил архитектурную основу древнерусского строительства.

Пятиглавие основного храма, шатровая колокольня, построенная по принципу восьмерика на четверике, известному на всей Руси, килевидные наличники на окнах, отделка оконных проемов колокольни, золотые главки-купола, неприхотливые русские орнаменты - все это привычные мотивы древнерусского зодчества. Массивный портал, обрамляющий вход в храм, был воздвигнут позже в стиле барокко.

После революции 1917 года храм переходил от одной организации к другой и только в 1991 году, сильно обветшавший, был передан в ведение Московской патриархии, после чего очень долго и трудно восстанавливался. В настоящее время работы почти завершены, и снова, как в старые добрые времена, им можно полюбоваться не только на картине Василия Поленова, но и воочию, придя в Спасопесковский переулок на Старом Арбате.

Людмила Шестаковская
Статья предосталена сайтом
KDO.ru