Содержание:

Весной на прогулке у родителей прибавляется хлопот. Скользко, мокро, слякотно. Только и следи, чтоб малыш не перепачкался да не нырнул в лужу. А гулять-то хочется, и побольше, и подольше. Как сделать прогулку неутомительной для родителей и познавательной для малыша?

К содержанию

Спецодежда для героя

Хорошая прогулка начинается с хорошей экипировки. Хочется, чтоб малыш был и нарядный, и чистенький. Но в такой переменчивый месяц, когда то холодно, то жарко, когда всюду лужи и грязные проталины, трудно соблюдать чистоту. Разве только что водить ребенка за ручку и бесконечно твердить "нель-зя-яя...". Вряд ли такой вариант карапуза обрадует. Сделайте проще: приготовьте запасной комплект одежды. Тогда, если малыш промокнет в первой половине дня, будет в чем его вывести вечером. Возьмите за правило брать на прогулку запасные перчатки, а во второй половине месяца - кроссовки, носки и брючки. А если отправляетесь на дальнюю прогулку - в лес, в парк, - сапожки, непромокаемые штанишки и дождевик-накидку.

Не забудьте про специальное снаряжение. Ведро, лопатка (или совок с длинной ручкой), грабли, лупа (увеличительная линза) диаметром 10 см, термометр (водный), линейка или сантиметр, компас.

К содержанию

Наблюдения и исследования

Апрель - удивительный месяц, в нем словно смешались зима и лето. Каждый день в природе случается что-то новое, и дети с удовольствием будут наблюдать за этими изменениями вместе с вами, совершая свои маленькие и большие открытия. Не стоит забывать, что для малыша год - неизмеримо долгое время, и все, с чем он сталкивается сейчас, - для него будто впервые.

В том месте, где вы обычно гуляете, заведите свою экспериментальную площадку: небольшой участок земли с деревом или высоким кустарником. Дети любят свое, личное, и тут такая любовь пойдет нам на пользу. Каждый день малыш будет приходить на "свое" место и наблюдать, какие тут произошли новшества, какие сюрпризы его ожидают. Как оживает дерево, как набухают почки, как они лопаются и - вдруг - появляются малюсенькие листики, как они растут, какого цвета вначале, какими станут потом, что они "кушают", как тянутся к солнцу - вы все сможете рассказать ребенку, и он все это запомнит. Причем запомнит эмоционально. Именно такие знания - самые ценные; и только такие, бережные прикосновения к природе побуждают человека и любить ее, и хранить, и находить у нее утешение.

К содержанию

Урок природоведения

Измеряйте температуру. Это очень интересно: сунуть термометр в снег (или в воду) и смотреть, как опускается цветной столбик. Вы, совершенно не напрягаясь, поможете ребенку разобраться в таком сложном для него понятии, как "ниже нуля" - "выше нуля". Можно измерять что угодно: температуру воздуха, воды, оттаявшей земли...

Объясните ребенку, как брать, держать и переносить термометр правильно, чтобы он не разбился. Впрочем, дети, как правило, бережно обращаются с такими интересными штучками. Из этого можно извлечь пользу: малыш не будет спорить с вами, что "не надо надевать эту шапку, там жарко" или "я устал и буду сидеть на этой лавочке", когда поймет (и лично проверит!), сколько градусов "за бортом".

Одна из важнейших задач в воспитании ребенка - стимулировать его наблюдательность.
Почему? Да потому, что это признак того, что ребенок активно исследует мир, замечает циклы природы, тонкости, нюансы поведения, изменения, устанавливает причинно-следственные связи, жду прочим, вопрос: "Деревья качаются - поэтому и ветер дует?" - на самом деле результат огромной умственной работы по систематизации множества разных случаев, которые он наблюдал. И не надо спешить смеяться и говорить, что он перепутал. Можно поставить эксперимент, где вы будете дуть, как ветер, а деревьями будут... придумайте сами, мы не хотим ограничивать и ваш творческий поиск.

Рассматривайте в деталях. Выход в природу мы воспринимаем как нечто объемное, чтобы деревьев было много, чтобы птицы пели... а ведь природа - везде. Учите ребенка замечать красивое в малом, в том, что рядом, буквально в двух шагах от нас. Понаблюдайте за теми же веточками или почками через лупу - и вас обоих порадует гармония тоненьких прожилок на листве, пятнышек божьей коровки, случайно севшей к вам на руку. Можете прикладывать линейку и ежедневно отмечать, как листики растут или как тает снег (на сколько сантиметров его стало меньше, чем вчера?) и как вытянулась молодая травка. Только учтите, что долго одним делом малыши заниматься не могут, их внимание легко рассеивается и переключается, потому не настаивайте на длительных "экспериментах".

Можно, вернувшись домой, делать зарисовки в альбом. И пусть у ребенка листочек окажется похожим на поросячий пятачок или на облако - неважно, главное, с каким удовольствием он будет заниматься творчеством.

Дети очень любят рисовать карты и схемы, так почему же в процессе исследования окрестностей не создать свой собственный план? Самое приятное, что делать это можно постепенно, интересных дел, будьте уверены, вам хватит надолго. С малышом вы мо жете "схематизировать" совсем небольшую территорию (тот самый "свой" участок), с детьми постарше - "большие земли".

К содержанию

Трудовое воспитание

Любое воспитание приносит пользу тогда, когда проводится не в виде назиданий и лекций, а неназойливо, так, чтобы и ребенку было интересно, и вам нескучно. У порога вашего подъезда - огромная лужа. А почему бы не прорыть канавки-дорожки, по которым вода потечет, куда ей и положено - на газоны или в водосток? Лом в апреле не понадобится, достаточно найти крепкую палку, которой вы поможете ребенку раздолбить остатки льда. А потом лопаткой легко доделать остальное. Обычно бывает достаточно расчистить "ложе" для маленькой "речки", убрав с пути ветки, льдинки да камешки. Вероятно, воодушевленные примером, к вам присоединятся другие ребята, и получится веселая команда единомышленников - и это тоже полезный урок для малыша на будущее: как заводить друзей. Общее хорошее дело людей объединяет. Непременно соблюдайте технику безопасности. Промерьте глубину лужи, обратите внимание на скользкие ледышки, не позволяйте устраивать фонтаны и гейзеры с помощью ведра и лопатки, которыми орудуют малыши.