Содержание:

К содержанию

Древний уголок Москвы

Берсеневская набережная получила свое название по фамилии боярина Берсеня-Беклемишева, одного из виднейших представителей боярского рода средневековой Руси. Набережная невелика: она тянется от стрелки искусственного острова до Каменного моста. На набережную выходит Театр эстрады, справа от него, напротив храма Христа Спасителя, стоит миниатюрный старинный дом необыкновенной архитектуры, мерцающий красным цветом среди заснеженных деревьев, как маленький дворец из чудесной сказки. Это - старинные палаты думного дьяка Аверкия Кириллова в боярской усадьбе XVII столетия.

В этом малом уголке древней столицы с незапамятных времен находился монастырь "Николы Старого" с деревянной церковью Николы на Берсеневе. Именно с этой церкви, во времена правления Ивана III, в 1493 году, начался большой пожар в Москве. Тогда выгорели Замоскворечье, Великий посад, и огонь перекинулся на Кремль. Поэтому царь повелел снести множество построек и разбить по берегам Москвы-реки великокняжеские сады. Однако часть монастыря осталась и впоследствии вошла в комплекс усадьбы Аверкия Кириллова.

К содержанию

Государев садовник

В середине XVII века при правлении царя Алексея Михайловича государевыми садами ведал приближенный к царю боярин Аверкий Кириллов, который с 1677 года становится думным дьяком (высоким чиновником). Он был известным и уважаемым человеком в самых именитых кругах московской знати того времени. Достаточно сказать, что князь Лев Кириллович Нарышкин - дядя Петра I и родной брат царицы Натальи Нарышкиной - был его другом. Они вместе боролись против царевны Софьи, которая являлась сводной сестрой Петра I. Чтобы стать регентшей малолетнего Петра и править страной самолично, Софья спровоцировала первое восстание стрельцов 1682 года. Стрельцы перебили многих родственников Нарышкиных, находившихся у власти, и расправились с их сторонниками. Лев Кириллович Нарышкин чудом остался жив. К Аверкию Кириллову судьба оказалась более жестокой: он был убит стрельцами в Кремле. Усадьба и дом перешли наследникам.

К содержанию

Как строили в допетровскую эпоху

Аверкий Кириллов прожил в своем доме 26 лет. Строители-мастера, выкладывая кирпичные своды палат, означили дату окончания работ: 7165 год по старому летосчислению, что соответствует 1656-1657 годам от Рождества Христова.

В допетровскую эпоху планировка таких домов, или хором была общепринятой: с вытянутыми в глубину сенями, по обе стороны от которых размещались сводчатые жилые помещения. "Деревянное хоромное строительство" тогда уже не поощрялось: боялись пожаров. Поэтому дом был сложен из камня, и храм Николы рядом с домом, ранее восстановленный в дереве, также перестраивался в камне. От первоначального оформления палат килевидными наличниками, столбами-кубышками и другим декором, относящимся к древнерусскому варианту, сейчас остались только два боковых фасада, которые неплохо вписались в общий архитектурный образ нового стиля.

Отреставрированный, нарядный храм Николы сейчас предстает перед нами таким же, каким его сложил в XVII веке каменных дел мастер, использовавший все разнообразие приемов кирпичного декоративного убранства своего времени, унаследованного от мастеров деревянного зодчества со множеством кокошников и красивых наличников, дополнив этот древний мотив массивным "красным" крыльцом с тяжелыми кувшинообразными опорами. К сожалению, крытый переход в палаты и колокольня до нашего времени не сохранились. С 1992 года храм возвращен Русской православной церкви.

К содержанию

Новые архитектурные тенденции

В конце XVII - начале ХVIII века архитектура России претерпевает немалое изменение. Этот новый виток зодчества пришелся на время, когда в средневековой, базирующейся на религиозном мировоззрении Руси, зарождается светская культура, пришедшая с Запада, с элементами господствующего там новомодного стиля барокко. В сочетании с древнерусской архитектурой эти новшества давали поразительные результаты, как например, в стиле нарышкинского барокко, возникшем на российской почве (церковь Покрова в Филях), или в архитектуре Меньшиковой башни Петра Зарудного с тенденциями "более западного" барокко.

Фасад дома Аверкия Кириллова был построен в начале ХVIII века в духе времени - "под новый стиль".

К центральному подъезду была подведена широкая парадная лестница с арочным навесом на тяжелых консолях. Окна второго этажа украшали белокаменные барочные наличники с полукруглым верхом. Но самой изысканной и полностью выдержанной в стиле барокко является верхняя часть фасада с мезонином (надстройкой), отделанная множеством нарядных барочных деталей со сложным фронтоном - вверху и волютами (спиралевидными декоративными деталями) - внизу.

Именно такой мы видим эту усадьбу и сегодня: в сочетании старого и нового, восстановленную и неоднократно реставрированную, являющую собой немалую частицу нашей истории, нашего культурного наследия.

Отрадно и то, что дом мало пустовал. Во второй половине ХVIII - начале XIX века здесь находился "Сенатский курьерский дом". В войну 1812 года он горел, но был восстановлен. С 1880 года в здании располагалось Императорское археологическое общество, возглавляемое графом А.С. Уваровым, много сделавшим для сохранения памятников не только Москвы, но и всей России. В прошлом веке в этом комплексе зданий находились Центральные реставрационные мастерские, НИИ музееведения, НИИ культуры. В настоящее время в палатах работает Российский институт культурологии.

Людмила Шестаковская
Статья предосталена сайтом
KDO.ru