В Законе об образовании написано немало замечательных и неоспоримых вещей. Однако многие важные моменты в нем не урегулированы. В результате школа живет не по закону, а "по понятиям". Дети и родители, которым нужен нормальный аттестат, практически полностью зависят от доброй или злой воли отдельно взятого педагога и администрации.

Мы попробовали рассмотреть основные положения Закона об образовании в ироническом, даже можно сказать сатирическом ключе. К сожалению, нередко именно в таких формах проходит противостояние родителей и школы.

Даже если вы довольны школой, где учится ваш ребенок, советуем все же использовать этот билль по назначению - то есть вырезать из журнала и повесить на стену (можно в рамочке). Во-первых, ситуация может измениться при переходе из начальной школы в среднюю. Во-вторых, у вас, как у родителя, могут неожиданно открыться на что-то глаза. Тогда левая колонка поможет тем, кто вообще-то не любит качать права, - но приходится. А правая, возможно, несколько охладит пыл непримиримых борцов.

Родитель и ребенок имеют право Школа имеет право
Ознакомиться с документами, которые регулируют образовательный процесс и уклад школьной жизни. Подписать договор, не показав учредительные документы безынициативным родителям, а в конфликтной ситуации сказать: "Что это вы возмущаетесь? В нашем уставе все черным по белому написано!"
Требовать принять ребенка в школу по месту жительства. Смириться и принять ребенка. Приписанные к школе дети попадают в нее в первую очередь.
Требовать принять ребенка в школу без вступительных экзаменов. Вовремя сообщить бдительному родителю, что все эти испытания были организованы не для отбраковывания неудобных детей и выколачивания взяток, а для выстраивания эффективного образовательного процесса.
Делать взносы в попечительский совет и требовать отчета о потраченных деньгах. Организовать попечительский совет, чтобы собирать с родителей средства на всякие школьные нужды.
Отказаться оплачивать дополнительные занятия. Поставить двойку. На школьной программе можно срезать и кандидата наук.
Поменять учителя в начальной школе. Пойти навстречу родителям. Заявления без указания причин для этого достаточно.
Присутствовать на уроках. Сделать вид, что именно так восхитительно проходит каждый урок в этой школе.
Решать, оставить ли заядлого двоечника на второй год, перевести в другую школу или на семейное обучение. Развернуться во всю ширь на ниве организации платных дополнительных занятий.
Требовать от школы компенсации за лечение, если ребенок получил травму во время занятий. Требовать необходимые медицинские документы. Факт психологической травмы справкой подтвердить очень сложно, поэтому тут на компенсацию рассчитывать не стоит.

При такой правовой неразберихе, пожалуй, самым главным становится следующее право родителей: искать хорошую школу для своего ребенка. Не "сильную", "английскую" или "продвинутую", а ту, где к нему будут относиться по-человечески, уважительно. Такую тонкую материю ни в одном законе не пропишешь. А между тем именно на "человеческом факторе" строится любовь или нелюбовь детей к школе.

Статья из журнала
Наш любимый малыш