Содержание:

Каждый из нас прочитал хоть одну книгу по тайм-менеджменту — и мало кто использовал хоть один из приведенных там советов. У автора новой книги о балансе рабочего и личного времени — совсем другой подход. В первую очередь он предлагает признать, что количество времени, проводимого нами на работе и за работой — чрезмерно. А затем рекомендует одно очень полезное упражнение.

Берете работу на выходные? Как делать меньше за те же деньги

К содержанию

Слишком перегружены? Наверняка так оно и есть

Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько в действительности необходимо времени на то, чтобы выполнить все дела из вашего списка задач? Вероятно, нет, потому что подобные размышления не сулят ничего радостного.

На своих курсах я часто использую этот прием: прошу слушателей представить, сколько им предстоит дел и сколько потребуется времени, чтобы их все переделать. В 1990-х годах «уровень перегруженности», как правило, составлял от 30 до 50 процентов, и лишь у немногих он равнялся 100 процентам (это означает, что работы у человека в два раза больше, чем времени) и выше. В наше время по меньшей мере половина слушателей моих курсов перегружена на 100 процентов. Мне также встречались и те, у кого работы было в три раза больше, чем времени, которым они располагали для ее выполнения.

Эти цифры иллюстрируют то, что мы и так знаем. Мы становимся более занятыми. Мы проводим на работе слишком много времени, мы постоянно думаем о работе, мы берем работу домой. В результате у нас совершенно не остается «личного пространства».

Естественно, растет и стресс, вызванный такой перегруженностью.

«Вам повезло — у вас есть работа».

«Вам придется делать больше с меньшими затратами».

«Если вы этого не сделаете, мы найдем того, кто сделает».

Разве вам никогда не приходилось слышать подобное?

Итак, как же справляться с такими огромными объемами работы? И если нам удастся переделать эту гору дел, что произойдет с другими сторонами нашей жизни? Что будет с любимыми, семьями, детьми, надеждами, мечтами, амбициями? Всем тем, что мы хотели бы сделать в жизни, но что абсолютно не связано с работой? Неужели жизнь в XXI веке — это только заработок на хлеб насущный да выплата ипотеки?

Ответ: нет! Наша жизнь не должна быть наполнена только работой. Выход есть. Но чтобы его найти, вам нужно приобрести простой навык. Вам нужно научиться делать меньше.

К содержанию

Кароши — смерть от переработки

30 ноября 2007 года окружной суд японского города Нагоя принял иск от Хироко Ючино против компании Toyota. Хироко заявила, что ее муж Кеничи — сотрудник Toyota в третьем поколении, который умер в 2002 году в возрасте 30 лет, — стал жертвой кароши. Он скончался на рабочем месте, и произошло это в 4 часа утра. В последние полгода он ежемесячно работал на 80 часов больше нормы. За неделю до смерти Кеничи сказал жене: «Я чувствую себя счастливым, только когда могу выспаться».

Ючино работал менеджером в отделе контроля качества, и в то время, когда не был занят непосредственно на производстве, он обучал рабочих, присутствовал на собраниях и писал отчеты. Почти вся эта деятельность считалась в компании Toyota неоплачиваемой. Подобным образом относилось к такой работе и Инспекционное управление по нормам условий труда Toyota, подразделение Министерства труда. Суд же постановил, что эти сверхурочные часы были неотъемлемой частью работы Кеничи Ючино, и обязал выплатить компенсацию и страховку вдове. Правительство приняло решение не опротестовывать это постановление.

С японского «кароши» дословно переводится как «смерть от переработки». Основные медицинские причины кароши — инфаркт или инсульт на фоне стресса. Первый случай кароши был зафиксирован в 1969 году, когда от инфаркта умер 29-летний сотрудник отдела доставки крупнейшей японской газетной компании.

Вплоть до конца 1980-х годов об этом не говорили, пока средства массовой информации не забили тревогу по поводу внезапных смертей нескольких менеджеров высшего звена, людей в полном расцвете сил и внешне совершенно здоровых. Впоследствии это явление назвали «кароши» и увидели в нем новую серьезную угрозу для людей работоспособного возраста.

К содержанию

Почему американцы не ходят в отпуск

Подобное отношение к сверхурочной работе характерно не только для Японии. Среднестатистическому американцу, работающему полный день, положено в среднем 14 дней отпуска в год, но большинство используют только 12 дней. Согласно исследованию, проведенномуамериканским центром Center For Work-Life Policy, более 53 процентов сотрудников регулярно жертвуют отпуском ради работы. Почти половина работающих американцев используют менее 10 дней отпуска, а около 25 процентов и вовсе в отпуск не ходят.

Мы можем с большой долей уверенности предположить, что эти же сотрудники работают и в выходные — берут работу домой, проверяют электронную почту, отвечают на звонки, связанные с их профессиональной деятельностью.

Согласно последнему исследованию, американцы проводят на работе по 7,99 часа в день — по сравнению с 7,82 часа, которые они проводили в 2010 году. «Ну и что в этом плохого?» — удивитесь вы. А вот что: эти 7,99 часа приходятся на каждый день недели. То есть получается, что такого понятия, как 5-дневная рабочая неделя, больше не существует.

Мы склонны считать Соединенные Штаты нацией, сосредоточенной на работе, следовательно, сверхурочная работа — это что-то вроде национальной традиции. Среднестатистический американец работает 1695 часов в год. Но на самом деле такое количество рабочих часов ставит Штаты всего лишь на 19-е место в мировом рейтинге. На первом располагается Южная Корея с 2193 часами в год. А на 4-м — Российская Федерация, с 1973 часами в год.

В большинстве случаев повышенную нагрузку мы берем на себя отнюдь не по собственному желанию. Мы перегружаем себя сверх меры из-за постоянного страха перед сокращениями и увольнениями, именуемыми «оптимизацией численности персонала», перед аутсорсингом и перенесением производственных процессов за границу.

Все наше существование крутится вокруг работы, и мы теряем понимание того, что такое жизнь на самом деле, что действительно для нас важнее всего.

Берете работу на выходные? Как делать меньше за те же деньги

К содержанию

Идеальный рабочий день

Зачастую время, что мы проводим за работой, тратится абсолютно зря, впустую. Руководители и сотрудники, которые ставят знак равенства между присутствием на работе и продуктивностью, — глупцы. Мысль о том, что люди могут работать долгими часами на протяжении длительного времени и при этом сохранять продуктивность, смехотворна.

Представьте себе следующую ситуацию. Рано утром вы приходите на работу, на которой вчера засиделись допоздна. То есть вы вернулись туда, где были всего несколько часов назад. И подобное происходит не в первый раз.

Скорее всего, вы перекусываете бутербродом на рабочем месте, да и вечером не до нормальной еды — сил хватает только на то, чтобы забросить в микроволновую печь полуфабрикат.

На спорт времени нет. На общение с теми, кто вам дорог, времени тоже не остается. И по выходным вам не до отдыха — вы работаете. «Такова жизнь», — вздыхаете вы.

Как вы проводите свой типичный рабочий день? Вы знаете, что вам предстоит проработать 12–15 часов, поэтому вам кажется, что у вас впереди уйма времени.

Для начала вы спокойно выпьете кофе. Потом кто-нибудь забежит к вам, и вы с радостью пообщаетесь с этим человеком, ведь у вас впереди целый день! Вечером, так и не начав заниматься чем-то по-настоящему важным, вы скажете себе: «Начну завтра, на свежую голову», — и приметесь возиться с электронной почтой.

Никакой эффективности!

А теперь представьте иную ситуацию — вам предстоит проработать около восьми часов. И в семь вечера у вас встреча всей вашей жизни. Как вы проведете время на этот раз?

Вы спланируете свой день. Вы составите список дел, которые нужно обязательно завершить, чтобы уйти пораньше. Возможно, в своем плане вы учтете даже какие-то непредвиденные обстоятельства: даже если кто-нибудь застанет вас врасплох и попросит что-то сделать, у вас все равно будет на это время. Вы будете достаточно суровы с теми, кто попытается впустую тратить ваше время, — ведь вам, чтобы не опоздать на встречу, придется придерживаться своего плана.

А как насчет производительности? Она бьет все рекорды. Подобные дни невероятно продуктивны.

Какой из этих дней вы бы предпочли?

К содержанию

Упражнение: делайте меньше. Как отказаться от некоторой работы

Если проблема заключается в том, что сделать нужно слишком много, а времени для этого не хватает, тогда очевидно, что каждый раз, соглашаясь на новое дело, вы еще больше усугубляете проблему. Что если вам не браться за что-то еще? Другими словами, вас попросили сделать что-то — вы отказались.

Итак, первое задание. Когда вам в следующий раз предложат сделать что-то еще — откажитесь. Неважно, что это будет — что-то грандиозное или незначительное, обычное или чрезвычайно интересное. Ваша задача — выбрать что-то, от чего вы отказываетесь.

Продолжение следует.