Проблема образования для своего ребенка мучает ответственных родителей, уже начиная с детского сада. Ну а когда приходит время отправлять ребенка в первый класс, тут уже вся семья, друзья и даже просто знакомые не остаются в стороне.

У ребенка начинается трудное школьное детство, в котором каждый день расписан по минутам.

Пока еще ребенок спокойно позволяет все свои проблемы решать за себя. Но вот позади начальная школа, и, несмотря на все трудности, родители довольны и благодарны первым учителям за то, что те четко ставили перед ними задачи и так же четко подсказывали, как их решать.

Начинается основная школа, где и возникают те самые, порой очень сложные проблемы, которые родители просто не знают, как решать. Вдруг выясняется, что ребенок сам не хочет учить уроки, или ему вообще ничего не интересно, или он придумывает все возможные причины, чтобы не идти в школу. Или учитель-предметник вдруг говорит о том, что "милое чадо" ничего не слышит на уроке и вообще ничего не знает по этому предмету.

Ну а когда ребенок вступает в переходный возраст, а сегодня это в 12–13 лет, оказывается, что папы и мамы просто не знают своих детей. Теперь дети им кажутся взрослыми и самостоятельными, они перестают их контролировать и начинают бесконечно доверять.

И именно в этом возрасте подростку как никогда нужны друзья, и желательно старшие по возрасту, с которыми можно было бы поделиться всем и задать все вопросы, которые хотелось бы задать. Как же сделать так, чтобы именно родители, папа или мама, оказались бы в первую очередь этими взрослыми друзьями и помогли ребенку найти себя в этом сложном мире? Наверное, я не открою Америку, если первой подсказкой для родителей станет в первую очередь самая банальная: вести интересные разговоры за столом, когда вы наконец-то вместе ужинаете или обедаете.

Причем желательно, чтобы эти взрослые разговоры о политике, о проблеме квартплаты или о футбольном матче учитывали, что за столом есть еще юный слушатель и он мог бы в них поучаствовать. 2-я подсказка, вероятно, тоже известна: лучше всего, даже если вам не всегда этого хочется, сделать ваш дом открытым для друзей вашего сына или дочери и через друзей своего ребенка влиять на своего собственного. Поскольку чужие дети чаще прислушиваются к мнению родителей друзей, порой желая им понравиться или чувствуя их внимание к себе, что не всегда в достаточном количестве получают в собственном доме. Очень полезно начать покупать молодежные журналы, которые в этом возрасте особенно интересуют подростков. Вы будете в курсе того, что интересует его и его сверстников, и сможете быть интересным собеседником. Именно в этом возрасте пора поговорить с ребенком о самых важных вещах: о жизни и смерти, о выборе цели в жизни, об образовании, какое и зачем оно нужно, о любви и дружбе, о наркотиках и сексе и т. д.

И если вам совсем, совсем некогда и вы все время пропадаете на работе, то вы должны понять, что кто-то за вас все это расскажет вашему ребенку, и уж как расскажет, от вас вряд ли будет зависеть. И для таких родителей у меня есть третья подсказка.

Вы должны тогда дать вашему ребенку возможность пообщаться в этом возрасте с интересными людьми, встретиться с разными сверстниками, которых волнуют такие же проблемы, и не в стенах школы, где все уже известно и многое кажется неинтересным, а в другой обстановке, куда хочется прийти и где можно узнать много нового и интересного. Именно для этого сейчас и вводится предпрофильная подготовка для учащихся 7–9-х классов в рамках перехода к профильной школе. Психологи отмечают, что в возрасте 12–13 лет подросток впервые начинает задумываться всерьез над тем, кем ему хочется быть, как можно заработать много денег, как стать успешным и как быть счастливым, какое образование он хотел бы получить. Именно на эти вопросы и должна помочь ответить предпрофильная подготовка, которая предусматривает помощь в социализации подростка.

На наш взгляд, наиболее успешной является такая подготовка при наличии сетевой модели, когда объединяются усилия вуза и школ, школ и учреждений дополнительного образования. Ведь здесь появляются дополнительные возможности использовать научный, методический, материально-технический потенциал вуза и ресурсы школы. И такой опыт уже есть в России, есть он и в Москве. При крупных университетах теперь открываются подростковые клубы.

Один раз в неделю ребята занимаются с опытными преподавателями по 4 часа разными интересными предметами. На первый взгляд они очень похожи на школьные уроки, но только на первый. Темы интересней и по выбору. Кроме основных предметов ребята занимаются основами ораторского искусства, азбукой права. Вместе с педагогами в клубе работает детский психолог, который также помогает ребятам и их родителям в выборе дальнейшего жизненного пути.