Бактерии (в переводе с греческого языка — палочки,) — это группа микроскопических организмов, разнообразных по биологическим свойствам и принадлежащих к низшим формам жизни. Иными словами, бактерии — это часть обитателей нашей планеты, без которых жизнь на Земле невозможна. Они участвуют в процессах, которые составляют круговорот веществ в природе. Среди них брожение, гниение, превращение органических веществ в минеральные.

С древнейших времен люди пытались ответить на вопрос, откуда берутся болезни. В 1873 году Луи Пастер впервые высказал мысль, что между появлением болезни и существованием микроорганизмов есть тесная связь. Позднее было установлено, что многие заболевания, склонные к распространению, вызываются микроорганизмами — возбудителями инфекций, которые называются патогенными бактериями.

Бактерии постоянно находятся как в окружающей среде, так и на поверхности человеческого тела, причем в огромном количестве. Через дыхательные пути и пищеварительный тракт они попадают во внутренние органы. Впервые мы сталкиваемся с ними, еще находясь в утробе матери. Микроорганизмы, которые живут в организме ребенка или взрослого человека, находятся между собой в разнообразных взаимоотношениях и далеко не всегда вызывают болезнь. Некоторые бактерии участвуют в различных биохимических и физиологических процессах: поддерживают здоровье, выполняют защитную функцию, подавляя рост патогенных микроорганизмов. Это представители так называемой нормальной микрофлоры, населяющие кожу, полость рта, пищеварительный тракт, органы дыхания малышей и взрослых. Они участвуют в регуляции газового состава, водно-солевого, белкового, жирового и энергетического обмена клеток. Кроме того, многочисленные представители нормальной микрофлоры кожи и слизистых включены в работу защитных реакций. Недостаток или избыток тех или иных бактерий нарушает микроэкологию организма и может привести к развитию болезней.

Несмотря на разнообразие микроорганизмов в окружающей среде и их способность размножаться на коже и слизистых всех открытых внешней среде полостей, в любом месте всегда имеются постоянно обитающие виды бактерий, без которых организм не может защитить себя от болезни. Существует еще так называемая добавочная, проходящая транзитом, микрофлора, которая существует в небольших количествах и не приводит к развитию болезни. Например, микробная экология кожи представлена большим количеством микроорганизмов, они живут на поверхности кожного эпителия, в сальных железах, в волосяных фолликулах. Стерильными остаются только наши потовые железы.

Видовой состав бактерий чрезвычайно разнообразен и включает в себя более 300 различных микроорганизмов. Среди них стафилококки, грибы, микрококки. Излюбленным местом обитания стафилококка является волосистая часть головы ребенка и кожа вокруг сосков молодой мамы. Перед кормлением мама должна вымыть сосок и ареолу молочной железы с детским мылом, а затем протереть их дезинфицирующим раствором (например, 0,5%-ным хлоргексидином). Если на соске появились трещины, в которых немедленно поселяются микроорганизмы, после кормления мама должна продезинфицировать ранки 40%-ным спиртовым раствором, а затем смазать их детским кремом (чтобы снять ощущение сухости кожи после обработки спиртом) или облепиховым маслом (оно не так смягчает кожу, как крем, но зато обладает заживляющим эффектом). Различные виды стафилококков, дифтероидов могут быть найдены и в конъюнктиве (слизистой оболочке глаза) новорожденного ребенка. Эти бактерии, хотя и относятся к патогенным, в малых количествах на фоне нормальной микрофлоры болезнь не вызывают. Однако, если они появляются в грудном молоке и конъюнктиве достаточно часто, это может означать начало болезни.

Мамы, внимание! Перед тем как сдать грудное молоко на анализ, не забудьте вымыть сосок и ареолу молочной железы с детским мылом, а затем протереть их дезинфицирующим раствором. Иначе бактерии с кожи попадут в грудное молоко, и результат анализа будет неверным. К сожалению, довольно часто молодые мамы этими правилами пренебрегают, и, когда в составе молока обнаруживаются бактерии, врачи советуют отлучать малышей от груди и, что еще хуже, назначают им противомикробные препараты (антибиотики).

В дыхательных путях человека тоже живут разнообразные бактерии (стерильны лишь нижние отделы дыхательных путей: гортань, трахея, бронхи и альвеолы). Наиболее плотно они заселяют полость носа, рта, особенно поверхность миндалин. Здесь обитают гемофильные палочки, стрептококки, стафилококки. Если эти бактерии обнаруживаются при исследовании слизистой оболочки носа, зева, то это далеко не всегда означает болезнь. Решить вопрос, в результате чего появляется такая флора и является ли она проявлением болезни, может только лечащий врач. Хотелось бы уберечь "внимательных" родителей от применения противомикробных препаратов без рекомендации врача.

В пищевод и желудок микробы попадают с пищей. Здесь, проходя транзитом, непродолжительное время могут обитать стафилококки, стрептококки, энтерококки. Даже если они обнаружены, лечения вовсе не требуется. Микроорганизмы, заселяющие кишечник, отличаются большим разнообразием. В зависимости от возраста их состав меняется. Особое значение состав этих микробов имеет в детстве, поскольку часть бактерий участвует в процессах пищеварения, другая же вызывает заболевания. Начнется болезнь или нет, зависит от количественного соотношения между патогенной и нормальной микрофлорой кишечника. Нарушение этого баланса называется дисбактериозом кишечника. Однако даже дисбактериоз не всегда требует лечения микробиологическими препаратами, восполняющими дефицит нормальной микрофлоры, ведь прежде чем их назначать, надо выяснить причину его появления.

Причины болезни

У здорового человека экологическая система "хозяин и его микрофлора" находится в сбалансированном состоянии. На поверхности кожи и слизистых оболочек создается так называемая биопленка. Огромное количество разрастающихся колоний бактерий нормальной микрофлоры, как перчатка, покрывают кожу и слизистые оболочки и защищают от проникновения в их нижние слои патогенных микроорганизмов, поступающих с водой, пищей и воздухом. Воздействие на эту систему многочисленных факторов окружающей среды, как правило, не нарушает ее, поскольку в большинстве случаев интенсивность опасного влияния не превышает защитные механизмы. Если организм ребенка или взрослого человека не справляется с внешней агрессией, микроорганизмы проникают под пленку и могут распространиться на другие области. Там они начинают быстро размножаться и создают почву для развития болезней. Например, когда во время реанимационных действий пациенту в трахею вводится дыхательная трубка, то в результате механического воздействия биопленка, выстилающая дыхательные пути, может повредиться. В это время проходящие транзитом через дыхательные пути энтеробактерии, стафилококки свободно проникают внутрь, а попадая в кровь, расходятся по всему организму и вызывают болезнь. Таким путем обычно распространяются внутрибольничные инфекции дыхательных путей, тяжелые пневмонии новорожденных и детей первых трех лет жизни.

Как защищается организм?

Среди механизмов, контролирующих состав микрофлоры, нужно назвать антимикробный эффект секретов полости рта (слюна), желудка (желудочный сок), кишечника (кишечный сок, желчь), а также своеобразные клетки иммунной системы — иммуноглобулины. Особую роль в борьбе с бактериями играет иммуноглобулин А, который синтезируется клетками слизистой оболочки дыхательных путей, пищеварительного тракта и других органов.

У детей все эти механизмы защиты несовершенны, поскольку находятся на стадии созревания. Только к четырем годам иммунная система малыша соответствует иммунной системе взрослого. Кроме того, иммуноглобулин А начинает синтезироваться только на втором году жизни, а до того основную роль в защите от инфекций выполняет грудное молоко, содержащее много иммуноглобулинов. Роль грудного вскармливания — не только и не столько обеспечить ребенка питанием, сколько определить способность его организма бороться с инфекцией. Эту функцию не восполнит даже самая качественная питательная смесь, заменитель грудного молока.

Другое дело — вирусы

К вирусам относятся субмикроскопические инфекционные агенты, которые размножаются и живут внутри клетки человека или животного. В отличие от бактерий их появление всегда приводит к развитию болезни. Характерной особенностью этих мельчайших частиц является способность заражать только определенный тип клеток. Например, вирус бешенства поражает исключительно нервные клетки, а вирус гепатита размножается в клетках печени. Вирусы — возбудители большой группы болезней человека, животных, растений. К числу вирусных болезней человека относятся грипп, оспа, бешенство, гепатит, полиомиелит, энцефалит, герпес... Заражение вирусными инфекциями происходит разными способами. Например, вирус полиомиелита попадает в организм человека с водой или пищей, вирус бешенства — при укусе больным животным, вирус гриппа — через дыхательные пути.

Почему наступает болезнь?

Для развития болезни вирусу нужно внедриться в клетку человеческого организма, поэтому решающая защитная роль принадлежит иммунной системе. Иммуноглобулин А является первым защитным фактором на пути вируса. Если его в организме недостаточно, вирус начинает активно размножаться. Поэтому именно маленькие дети чаще других болеют вирусными инфекциями.

В то же время существуют болезни, от которых ребенок защищен уже в утробе матери, поскольку иммуноглобулины против некоторых инфекций проникают к нему через плаценту и защищают до тех пор, пока детский организм не сможет вырабатывать эти иммуноглобулины самостоятельно. Например, у ребенка до года в крови имеются иммуноглобулины, защищающие его от скарлатины, кори, столбняка. В остальных случаях от вирусных инфекций малыша "охраняет" иммуноглобулин А, который он получает вместе с грудным молоком.

Как лечат вирусные инфекции?

Вирусные инфекции легче предотвратить, чем лечить. Важно, чтобы родители внимательно относились к проведению профилактических прививок и грудному вскармливанию. Предупредить инфекции можно, если ввести в организм готовые иммуноглобулины. Таким образом он будет готов к встрече с определенными инфекциями и станет вырабатывать собственные иммуноглобулины против них. В организм внедряются ослабленные вирусы и бактерии — возбудители болезни. Такие препараты называются вакцинами, а способ лечения — вакцинотерапией. В результате приобретается невосприимчивость (иммунитет) к той инфекции, возбудители которой были в него введены. Если вирус попадет в организм ребенка, его уничтожат выработанные на него иммуноглобулины. Иммунитет при вакцинации относительно непродолжителен, поэтому через определенный срок (для каждой инфекции особый) вакцину вводят снова. Сейчас специалисты в состоянии предупредить такие тяжелые вирусные заболевания, как гепатит, полиомиелит, бешенство, коклюш, корь, эпидемический паротит, оспу.

Если болезнь все же наступила, арсенал современных лечебных средств сводится лишь к специфическим противовирусным препаратам и средствам, стимулирующим иммунную систему (интерферонам). К сожалению, лечение вирусных инфекций стоит дорого. Антимикробные средства (антибиотики) при вирусных инфекциях не эффективны, ведь вирус находится внутри клетки и не разрушается под их действием.

Любовь Харитонова, врач-педиатр.


Статья из сентябрьского номера журнала.