Содержание:

Честно говоря, подробное знакомство с русским искусством 19 века возможно лишь на университетских лекциях (которые мне посчастливилось когда-то прослушать) или на уроках в художественной школе (которые веду).

Но 6-7-летним малышам хочется показать, с одной стороны, все самое лучшее, понятное и доступное, с другой стороны то, что они могли бы интерпретировать в своих рисунках.

Самым простым оказалось представить материал по жанрам. Весь спектр жанров живописи - от портрета до натюрморта, как выяснилось, замечательно совмещается с хронологией русского искусства 19 века. В результате у нас получилось как бы изучение "азбуки" русской живописи того времени - одновременно и лучших ее мастеров, и картин, и жанров. О том, как это было, я и хочу рассказать.

К содержанию

Портрет

Василенко Костя, 9 лет "Портрет Вити Низова", пастель
Как в конце 18-го века, так и в начале 19-го лучшие полотна русских мастеров созданы в жанре портрета. Ребята, уже знакомые с парадными и камерными портретами екатерининской эпохи, записывают в свои блокноты новые имена - Ореста Кипренского и Василия Тропинина. Мы сравниваем образы, рожденные кистью двух художников: портреты Кипренского торжественны, возвышенны, герои Тропинина уютные, немного застенчивые, с дружелюбным взглядом. Отдельно сравниваем два портрета Пушкина: возвышенно-важный, осененный вдохновением Поэт - у Кипренского, и домашний, веселый, гостеприимный московский барин - у Тропинина.

художник и модель Витя Низов и Костя Василенко
Подивившись разнообразию обликов на портретах, садимся работать. Расставляем мольберты так, чтобы можно было рисовать друг друга с натуры. Конечно, внешнее сходство рисунка с оригиналом маловероятно, но зато сейчас каждый из юных художников может почувствовать себя настоящим портретистом. У некоторых, как ни странно, все же уловлены и переданы несколькими деталями какие-то особенно характерные черты модели. Некоторые из ребят решаются на автопортрет - рисуют перед зеркалом самих себя.

Отдельно изучаем портреты Брюллова - самые запоминающиеся из русских картин первой половины 19 века. От "Всадницы" девчонки в восторге. Весной, когда мы второй раз выехали в Третьяковку, это полотно не входило в программу экскурсии (видели раньше, на обзорной), но народ упрямо озирался в поисках любимой героини и при первом же удобном случае отправился в "брюлловский" зал - смотреть.

К содержанию

Бытовой жанр

Конечно же, это Венецианов и Федотов. Мы отправляемся в гости к Венецианову в почти сказочную деревню Сафонково, где крестьянки работают в поле в нарядных сарафанах, где малышей сажают на теплую, прогретую ласковым солнцем землю, где женщины нежны, а дети трогательны, где потемневшие на солнце руки работниц утопают в цветах, а на одежду усталых после работы жнецов садятся крупные бабочки-"шоколадницы". Полотна словно светятся изнутри, а деревня кажется раем на земле.

А потом мы перебираемся в городские квартиры, чтобы смеяться и грустить с героями Федотова - забавным "аристократом", что прячет под книгу краюху хлеба, испугавшись нежданного гостя, юной невестой в кринолине, похожей на трепещущую птицу, и хитрющим усатым майором, что пришел к ней свататься. Однако по-настоящему красотой федотовской живописи дети восхитились не на уроке, а гораздо позже, в музее - тонкость и изящество формы, драгоценность каждой детали этих маленьких картин на слайдах совсем не так заметны.

Наверное, поэтому, воплощая бытовой жанр в рисунках и пластилине, дети, почти единодушно и не сговариваясь, начали лепить крестьянок. Юных, в сарафанах и кокошниках, постарше - с маленькими детьми на руках, и совсем старушек. С серпом, с коромыслом, с цветами... Короче - сплошной Венецианов.

К содержанию

Пейзаж

Антошина Полина, 7 лет "Март. Вид из окна", акварель
Когда подбирала слайды для этих занятий, глаза разбежались: так хотелось, чтобы дети увидели и тенистые парки Максима Воробьева, и окутанные зноем итальянские беседки Сильвестра Щедрина, и цветовые фантазии Архипа Куинджи, и почти мистические небеса Федора Васильева... Но после долгих и тяжелых раздумий останавливаюсь все же на вещах хрестоматийных: "Московский дворик" Поленова, "Грачи прилетели" Саврасова, "Рожь" Шишкина. И неожиданно заново открываю для себя и трепетную нежность ранней весны, и спокойную, солнечную ясность середины лета.

Землинская Аня, 6 лет "Март", акварель
Но поскольку в этот момент на дворе - март, кажется вполне разумным сделать именно его темой наших пейзажей. Но какой же разный он получился! На одних рисунках - сырые сумрачные дома (вид из окна), низкие пасмурные небеса, черные птицы на подтаявшем снегу (явное влияние Саврасова), на других - прозрачное акварельное небо, солнечные блики на белых стволах берез, расколовшийся лед на ярко-синей реке, разноцветные избушки и золотые купола храмов... Все это рисуется еще не очень умело, но с каким ощущением весны!

Не смогла устоять, чтобы не сделать отдельный урок по своему любимому Левитану. Слайд-шоу открывает почти ученический "Осенний день. Сокольники", а заканчивает ослепительная "Золотая осень". Настроение каждого пейзажа тут же передается детям: они задумчиво затихают, слушая рассказ о "Владимирке", радостно оживляются при виде "Березовой рощи", а глядя на полотно "Над вечным покоем", искренне переживают за Левитана, которому в тот момент, когда он писал картину, не хотелось жить. Последняя картина, кстати, стала для студийцев самым сильным впечатлением от этого мастера.

Графические фантазии на тему Левитана.

Слева - работа Арины Колясниковой, 5 лет, по картине "Тихая обитель", справа - Артемова Наташа, 7 лет, "Над вечным покоем". Обе - тушью.

Под впечатлением увиденного делаем маленькую графическую работу "по мотивам Левитана". Ребята рисуют тушью - белую водную гладь с черными пятнами островов, изломанные берега, низкие тучи и... косые кладбищенские кресты рядом с маленькой деревянной церковью.

К содержанию

Историческая картина

Этот жанр нам не в новинку. Рисовали мы и древнюю Русь, и татаро-монгольское иго, и морские сражения времен Северной войны. Первая историческая картина, увиденная нами из века 19-го - "Последний день Помпеи" Брюллова. Эх, не нашли мы ее в Третьяковке, а как искали! (А она находится в Русском музее, в Петербурге).

Зато нам довелось увидеть в оригинале историческое полотно, которое, конечно, явно слабее брюлловского шедевра по исполнению, но зато намного больше! Я имею в виду "Панораму Бородинской битвы" Рубо, куда мы съездили как раз после празднования Дня защитника Отечества.

Шаповал Алеша, 7 лет "Эпизод Бородинского сражения", гуашь
Еще до поездки в музей мы говорили о Наполеоне и Кутузове, о главных битвах той войны, о русских воинах, защищавших свою страну. Вполне естественным было порисовать на эту тему. Не говоря уже о том, что на открытках для пап к 23 февраля, которые мы готовили в изостудии, появились разнообразные пешие и конные воины в гусарской форме - герои Отечественной войны 1812 года.

Следующая наша встреча с исторической картиной случается, когда мы уже "перевалили за середину 19 века". Нам предстоит познакомиться с полотнами Сурикова и Репина. И про "Ивана Грозного", и про "Боярыню Морозову" малыши слушают одинаково внимательно и тихо. Потом уже, в Третьяковке, на картине "Иван Грозный и сын его Иван" ребята пытались найти шрамы - следы от ножа маньяка, порезавшего когда-то это полотно. А у "Боярыни Морозовой" вдруг замерли в оцепенении. До этого мы ходили по музею больше часа, и дети явно устали, но все смотрели и смотрели на опальную боярыню...

А пока малыши лепят. И в скульптурах, рождающихся под руками студийцев, нетрудно узнать героев знакомых полотен: васнецовских богатырей, Ивана Грозного с державой и скипетром, Екатерину Вторую в роскошной мантии, словно сошедшую с портрета Левицкого, блестящего гусара (не Евграф ли Давыдов?), старушку-нищенку из "Боярыни Морозовой"... Мы расписываем глиняные "статуи" гуашью, покрываем их лаком - вскоре они составят скульптурную часть экспозиции нашей выставки.

К содержанию

Библейский жанр

Горячкина Настя, 7 лет "Христос в пустыне", акварель
Мне приходилось слышать мнение, что позволять неумелым маленьким художникам изображать Бога - чуть ли не кощунство. Глубоко убеждена - это неверно. Более того, кажется, на этот раз ребята рисовали не иначе как с Божьей помощью - настолько хороши оказались рисунки!

Еще в начале года мы писали иконы - по канону, как положено. А сейчас смотрим Иванова и Ге. Есть возможность сравнить иконописный образ Христа и с каноническим, почти как в полотнах эпохи Возрождения, Иисусом из "Явления Мессии" Иванова, и с реалистическим - грязным, избитым, измученным - в "Что есть истина?" и "Голгофе" Ге.

Вахова Лиза, 6 лет "Хождением Христа по водам"
Однако на рисунках юных художников Христос выходит хрестоматийным: в красивой одежде, с привычными глазу длинными волосами и аккуратной бородой. Даже у маленького Саши Кривова в сцене допроса Христа Пилатом. Даже в рисунке Даши Кузьминой, изображающем Голгофу.

В работах, посвященных евангельской теме (мы приурочили их к Пасхе) представлена, наверное, вся земная жизнь Иисуса - от Рождества до Вознесения. Технику для этой работы студийцы выбирали сами, но особенно удачными оказались акварельные рисунки.

К содержанию

Сказочный жанр и анимализм

Зайцев Андрей, 7 лет "Кот и лиса"
Почему два жанра вместе? Да потому, что нет такого животного, которое бы не стало героем сказки. То же самое, впрочем, можно сказать, о рыбах, птицах и насекомых. Зимой мы впервые эксплуатировали такую удобную для рисования сказочную тему: делали рельефы-панно из соленого теста.
Кривов Саша, 6 лет "Царевна-лягушка"
Это замечательный материал - гораздо более мягкий, удобный и пластичный, чем глина, и куда более долговечный, чем пластилин. Рельеф лепится на оргалитовую доску, закрепляется клеем ПВА, раскрашивается, покрывается лаком и вставляется в рамку. (Рельеф из теста работы моего сына - иллюстрация к книге "Воин Рэдволла" - до сих пор лучшее украшение детской).

Зайцев Андрей, 7 лет "Ночь перед Рождеством"
Сюжеты для панно из теста, которые дети выбирали сами, практически не повторялись, за исключением всеми горячо любимого "Колобка" (три работы - колобок с зайцем, лисой и медведем). Герои сказок получились забавными - пузатыми, глазастыми, улыбающимися. Разве что "Русалочка" Алины Рясной выделилась из общей развеселой компании - гибкая, с длинными нервными руками, устало отвернувшаяся от зрителя навстречу огромному кораблю...

Попов Игорь, 7 лет "Воин Рэдволла"
Вторая работа на сказочный сюжет состоялась уже после экскурсии в Третьяковку, посвященной сказочной и мифологической живописи. Тема - "Сказки Пушкина" - и это были, конечно, привычные кораблики, рыбки, белки и богатыри. Но зато мы от души поэкспериментировали со стилем рисунка: отказались от реализма и занялись стилизацией - кто рисовал в манере "мультяшного" Билибина, кто с использованием орнаментальных мотивов восточных миниатюр ("Шемаханская царица" Насти Горбуновой), а некоторым удалось удачно стилизовать рисунок под витраж. Получилась не только новая встреча с Пушкиным и Врубелем, но еще и большой живописный эксперимент!

К содержанию

Натюрморт

Для "настоящих" художников мы, конечно, уделяли этому жанру непростительно мало времени.

Кривов Саша, 6 лет "Натюрморт", гуашь
Впрочем, всевозможные варианты натюрмортов 19-начала 20 века - от Хруцкого до Машкова - дети увидели. И к восьмому марта мы не пожалели гуаши и сотворили роскошные букеты для мам (все они сегодня украшают интерьеры квартир и служат предметом законной гордости хозяев).

Наша изостудия считается подготовительным отделением художественной школы. Тех, кто продолжит там свое образование, ждет немало трудных часов перед натюрмортами-"постановками", когда придется множество раз стирать и перерисовывать, как это делает сегодня мой сын - ученик 2 класса ДХШ. Поэтому, пока студийцы еще маленькие, пусть они получают от рисования только удовольствие!

Впрочем, в самом конце учебного года, когда из-за плохой погоды сорвалось наше рисование на пленэре, выставляю перед озадаченными малышами тарелку, чайник и бутафорский лимон, вешаю драпировку и предлагаю-таки детям поработать разок над "постановкой". И вдруг у нас открываются новые таланты: оказывается, есть ребята, которым трудно что-то придумывать, но легко и приятно рисовать с натуры. Когда натюрморт в карандаше готов, маленькие художники пробуют делать его в цвете, и вот тут-то выясняется, что одно дело - произвольно смешивать краски для исторических и сказочных композиций, и совсем другое - передать цветом реальные тени и блики. Впрочем, это "кухня" художника и дело будущего.

А мы готовимся к первой в жизни выставке: покупаем рамки, режем "паспарту" и картон, покрываем лаком глиняные фигурки. Незадолго до выставки лепим из соленого теста фоторамки для своих фотографий - на выставке будет уголок, где посетители смогут увидеть лица всех юных художников.

Валерия Белоцерковская
преподаватель изостудии, искусствовед