Содержание:

Буду очень рад, если изложенная мною информация поможет кому-либо из вас в составлении маршрута и бюджета поездки.

Маршрут: Riga - Paldiski(Эстония) - паром - Kapellskar(Швеция) - Stockholm - Karlstad - Oslo - Bergen - Andalsnes - Lillehammer - Elverum - Karlstad - Stockholm - Kapellskar - паром - Paldiski - Riga.

Протяженность маршрута: 3806 км.
Сроки поездки: 27.06.2001 - 13.07.2001.
Цель поездки: полюбоваться природой Западной части Норвегии с заездом на обратном пути в Стокгольм.

Участники поездки:

  • жена Аделаида - штурман, медик и завхоз;
  • сын Игорешка (7 лет) - отдыхающий;
  • дочь Юлька (5 лет) - отдыхающая;
  • ваш покорный слуга - капитан и финансист.

К содержанию

Подготовка

О красотах Норвегии я впервые услышал от своего знакомого в прошлом году. Он настолько восторженно рассказывал об этой стране, что мгновенно воодушевил меня на путешествие по этой северной жемчужине. Но в прошлом году обстоятельства складывались не самым лучшим образом, и я решил подождать. Ждать пришлось не слишком долго, ибо уже в начале мая этого года все говорило в пользу предстоящей поездки.

За зиму я разработал подробный маршрут с местами стоянок и посещением различных удивительных мест. Информацию получил от вышеупомянутого знакомого и частично из Сети. Помогли также друзья, проживающие в Швеции.

Собственно непосредственная подготовка началась 21 мая с оформления паспорта на дочку (срок его действия истек в этом году). Эта процедура заняла 3 недели. Параллельно с этим я ознакомился с ценами на паром (www.tallink.ee). Выбор пал, естественно, на паром Paldiski - Kapellskar. Через одно из туристических агенств за месяц до отъезда забронировал билеты на паром туда и обратно, выбрав каюту класса B2-1, а также оформил страховочные полисы по минимальной программе (0,55$/день). В Норвежском посольстве узнал о порядке получения визы в эту страну. Необходимы следующие документы:

  • анкета (заполняется на месте, но требуются подписи всех выезжающих в оригинале, за искл. детей);
  • 2 фото каждому;
  • паспорта;
  • билеты на паром туда и обратно (или хотя бы подтверждение о брони);
  • страховочные полисы на всех отъезжающих;
  • приглашение или подтверждение брони в местах планируемых остановок.

12 июня, получив паспорт на дочку, помчался в посольство, но не успел (время работы с 10 до 12). Пришлось ждать четверга, так как по средам приема нет. Сроки угрожающе сокращаются - 27 июня паром, а виз еще нет и бронь нужно выкупать не позже 3 дней до отъезда. А тут еще 23- 24 числа - национальный праздник Ligo, да к тому же финансовая сторона поездки никак не может решиться - деньги вроде вот-вот должны появиться, но тормозят небольшие недоделки трех (!) одновременно сдаваемых объектов (я работаю в строительстве). Напряжение возрастает...

Наступает 14 число - бегу в посольство. Поскольку у меня не было никакого приглашения я договорился в отделе виз, что предоставлю им справку с места работы о занимаемой должности и доходах, вместо подтверждения брони в гостиницах, чтобы убедить их в своей финансовой состоятельности. Поначалу они вроде бы согласились, но в последний момент все-же потребовали от меня документы, подтверждающие, что у меня забронированы места ночлега. Как я ни объяснял чиновникам посольства, что планируемые места моих ночлегов наверняка будут корректироваться в зависимости от различных обстоятельств, они были непреклонны. Поэтому пришлось в срочном порядке отыскивать в Сети адреса норвежских кемпингов для выполнения этого требования. Даю адрес - www.camping-east-west.as. Ответ получил незамедлительно от нескольких кемпингов и эти бумаги мне помогли преодолеть нелепую формальность. Наконец, 15 июня все документы сданы, остается только ждать и надеяться на лучшее, а также выбивать деньги с заказчиков. Визу оформляют в течение 10 дней. Получается, что крайний срок получения виз и выкупа билетов - 22 июня, но в моем случае можно и не успеть. Напряжение возрастает...

О чудо!!! 22 числа в 10.00 долгожданный звонок из посольства - документы готовы! Оттуда бегу в турагенство выкупать бронь, там же оформляю "зеленую карту". Уже полегче, но остается не решенным финансовый вопрос. В оставшиеся дни мне, ко всему прочему, необходимо пройти техосмотр. Машина не весть какая - VW Passat 89-го года выпуска. Два года езжу - пора бы и ремонтом заняться. В понедельник 25-го числа заехал в сервис - поменял всю ходовую на 400$, а оттуда на техосмотр, но не тут-то было. Нашли еще разной мелочевки :(. Настроение - сами понимаете, но пик, кажется, пройден - часть ожидаемых денег вечером была получена. С утра снова в сервис, ребята устранили все претензии за 100$ и намекнули на то, что не мешало бы и тормозные колодки "до кучи" поменять. Но я расценил их рвение как желание раскрутить меня на неоправданные дополнительные расходы и отказался (как в дальнейшем оказалось - очень зря). Вечером прошел техосмотр! Напряжение спадает...

Но завтра отъезжать, а финансы поют романсы. Пришлось прикладывать максимум усилий на решение этого вопроса и, с Божьей помощью, 27 числа в 12.00 я с деньгами готов собирать машину к отъезду. Закупаем на базаре провиант на все время путешествия (в Норвегии все очень дорого). Ошибкой было то обстоятельство, что я слепо доверился информации в Сети в отношении ввоза в Норвегию определенных видов продуктов (в частности - молочных, алкоголя, свежих овощей). На поверку оказалось, что досмотр багажа - это чистая формальность, лишь в Эстонии на мгновение приоткрыл таможеннику крышку багажника, а в Швеции и Норвегии этой процедуры вовсе не было. Так что мой Вам совет - собирайте в поездку все, что посчитаете необходимым во избежание ненужных затрат. Затем берем на всякий случай у знакомых палатку (мы планировали ночевать исключительно в коттеджах), обмениваем валюту и в 14.30 благополучно отбываем. Через четыре с половиной часа, проехав 335 км, мы оказались в порту Paldiski, но не учли, что время отправления парома местное, поэтому только через три с лишним часа мы отплыли от причала.

К содержанию

Путешествие

28.06.2001.

В 8.00 мы прибыли в Швецию. Выезд с парома прошел без задержек и вскоре мы уже мчались по трассе. Вдруг из под машины раздался какой-то неприятный звук. Я не допускал мысли о том, что это неполадки в машине, но, в таком случае, что же это могло быть ? Оказывается, разделительная полоса (а иногда и боковая) здесь рельефная. Наехав на нее колесом ты получаешь информацию об отклонении от траектории движения по своей полосе. Славно!

Дороги здесь отличного качества, поэтому ехать ниже 120 вроде как и неприлично. Поначалу я осторожничал со скоростью и "висел" на хвосте у местных - сказывалась латвийская привычка избегать встреч с полицией. Но очень быстро адаптировался к их культуре вождения. Во всем чувствовалось уважение к участникам дорожного движения, в особенности к пешеходам. Пропустить человека на пешеходном переходе - святая обязанность, сместиться чуть вправо при обгоне - тоже. А полицейские в Скандинавии не прячутся по кустам и не унижают свое достоинство поборами со своих же, видать рвачество для них уже пережиток далекого прошлого. К слову сказать, за все время путешествия мне ни разу не довелось встретить их на дороге!

Дорога E18 - это двухполосное в каждом направлении полотно, периодически переходящее в магистраль. Отдых в специально отведенных местах, а на магистрали на съездах по указателям или на бензоколонках. Кстати, WC есть на всех бензозаправочных станциях. Бензин в Швеции колеблется от 9,30 до 9,50 sek/л (прим. 0,9 $/л).

Погода стояла жаркая и мы за Vasteras заезжали на купалку (кемп. Jovudden). Неплохое местечко - лодки, каноэ, водные велосипеды, а также купальня, кафе и прочее. Поехали дальше. У меня в планах было остановиться в кемпинге за Karlstad, так оно и получилось. Дети уже стали хныкать от жары, да и время - 17.00. Кемпинг назывался Skutberget-Karlstad, 4 звездочки, на берегу большого озера. Стоимость за место для палатки + автомобиль составила 180 sek. Пик сезона в Швеции и в Норвегии с 22.06 по 04.08, а в другое время цены на 30% ниже. Из всех шведских кемпингов этот мне понравился больше всех. В Швеции кемпингов гораздо меньше, чем в Норвегии, поэтому они очень большие. А сами понимаете, чем больше кемпинг - тем меньше уюта и чистоты. По этому показателю вышеупомянутый кемпинг отличался в лучшую сторону от остальных, в которых мне довелось останавливаться.

Пробег за день - 410 км.

29.06.2001.

Выехать из кемпинга постояльцы обязаны до 12.00. У нас обычно так и выходило - пока проснутся дети, позавтракаем, соберем палатку и вещи, на часах уже 11.

Еще один важный момент! Мы взяли с собой два газовых пятилитровых баллона и однокомфорочную плитку для того, чтобы готовить обед на перегонах. Но, в принципе, можно обойтись и без них, так как в каждом кемпинге есть кухня с эл.плитами, на которых без проблем можно приготовить что-либо в дорогу и положить в термос, или вскипятить воду, чтобы в дальнейшем залить ею быстроразваривающиеся макароны, пюре или кашу.

После Karlstad ландшафт потихоньку начинает меняться. Равнинные участки заканчиваются и начинаются невысокие горы. Граница между Швецией и Норвегией прозрачная, и ты понимаешь, что оказался в другой стране, заметив лишь небольшое различие в дорожной разметке (белая разделительная полоса становится желтой), перед этим, правда, проехав по зеленому коридору приграничного пункта (нечего декларировать). В Mysen мы свернули на 22-ую дорогу, сознательно объезжая Oslo - в наши планы не входило посещение городов (дети быстро устают). Исключения составили Bergen и Stockholm. Далее свернули на 4-ую в направлении на Roa. По дороге еще одна остановка, чтобы искупаться - Sanstangen. Правда очень крутой спуск к озеру. Перед Roa первых два туннеля протяженностью 1 и 1,5 км. Впечатляет, особенно когда влетаешь в него на 100 км/час да к тому же с яркого дневного света. Первые несколько секунд едешь ничего не видя - нечто новое! В дальнейшем проезжали десятка два - три туннелей различной протяженности (попадались аж 7,5 км!). За Roa свернули на 35-ую в направлении на Honefoss. В центре города дорога проходит мимо красивого водопада (по правую сторону), видно из машины. Затем свернули на 7-ую в направлении на Bergen. За Noresund начинается красивая дорога вдоль горного озера. Проехав километров 40 мы остановились в первом же кемпинге, попавшемся на нашем пути. Называется он - Stavn Campingsenter. Симпатичное место на берегу реки. Детям в нем сразу понравилось, так как на батуте (они были почти в каждом кемпинге) резвились детки, а для них это важнее любых водопадов и скал. Стоимость места для палатки + автомобиль составила 80 nok, к этому еще добавили по 10 nok за взрослого человека и по 5 nok за ребенка. Итого - 110 nok. Время - 20.00.

Пробег за день - 406 км.

30.06.2001.

С утра накрапывал небольшой дождик (единственный раз за всю поездку), мы сходили в душ (в зависимости от кемпинга от 5 до 10 nok за 3-5 мин. горячей воды) и двинулись дальше. По дороге интереса ради зашли в какой-то магазин. Привожу ориентировочные цены на продукты питания:

  • молоко 0,5 л - 20 nok;
  • мороженое - 10-25 nok;
  • хлеб белый - 18-20 nok;
  • пиво 0,33 л - 15-25 nok;
  • пепси-кола 0,33 л - 15 nok;
  • огурцы (палки) кг. - 10 nok;
  • картошка стар. кг. - 8 nok;
  • картошка мол. кг. - 15 nok;
  • капуста св. кг - 6 nok;
  • яйца 1 шт. - 2 nok.

Вновь появилось солнце. После того, как проехали Gol начались настоящие горы и скалы! Красота неописуемая! Не знаю, найдется ли хоть кто-нибудь, кого не приведет в восторг эта дикая северная природа! Гарантирую, что любой турист, посетивший Норвегию, получит истинное наслаждение от созерцания этого великолепия!

Вскоре подъехали к водопаду Voringsfoss (он был отмечен в моем путеводителе тремя восклицательными знаками). Въезд на смотровую площадку - 20 nok. Незабываемое зрелище! Обязательно посетите, рекомендую.

Сразу за ним несколько туннелей различной протяженности. Причем дорога идет под уклон 10 %, нога все время на тормозе. В результате у меня задымилась резина. Спасло то, что я с собой возил пятилитровую канистру с водой, и после туннеля оказалась площадка для отдыха - прямо среди отвесных скал. Пришлось остановиться на обед и вылить всю имеющуюся воду на раскаленные диски. Совет: обязательно перед поездкой проверьте состояние тормозных колодок, иначе попадете в аналогичную ситуацию. Ко всему прочему двигатель у моей "лошадки" тоже слабоват для таких подъемов - 1,6 л. Когда я поднимался по серпантинной дороге с уклоном в 12 % к панорамным местам с тремя пассажирами и полным багажником, то сердце сжималось от натужного звука работы двигателя.

Через часик продолжили путь, выехали из последнегог туннеля и попали в рай! Иного слова не подобрать для кемпинга под названием Mabodalen! Очень живописное место посреди гор с отличными домиками и красивой лужайкой для палаток.Есть летнее кафе и бар с уникальным интерьером. Прямо посреди кемпинга растет целая аллея черешни, причем ягоды уже спелые и очень сладкие! Мы сняли домик на 3 кроватных места за 300 nok. Домики совсем новые, еще пахнут сосной, вода и WC внутри. Грех не откупорить припасенную на такой случай бутылочку! Рекомендую остановиться именно здесь!

Вообще отделка во всех коттеджах, где мы останавливались, была исключительно из дерева, никакой синтетики. И еще немаловажная деталь - у них запрещается курить в домиках, поэтому воздух чистый и легкий. Везде есть электроплитка, холодильник и калорифер.

Пробег за день - 185 км.

Игорь Ляхов, tory@balticom.lv.