СтокгольмСтокгольм, день 3. Из-за того, что накануне мы легли спать поздно, то, конечно, в 9-00 мы еще только завтракали, а не гуляли по Гамла Стан (центральная пешеходная улица Стокгольма), как планировали. К тому же, мы бесполезно потратили время в поисках недорогой парковки, в результате оставили машину напротив Гранд хотел за 3 евро/час, но на речной экскурсионный трамвайчик в 10-30 вокруг острова Дьюргарден все-таки опоздали, даже не столько по времени, сколько из-за того, что он был уже полный. В кассе нас «обрадовали», что следующий будет только в 16-30 (несмотря на то, что в буклете написано, что каждый час). Недолго думая, мы отправились на пристань около Городской Ратуши, откуда в 11-30 отправлялся трамвайчик с экскурсией «Исторический Стокгольм» (эти две речные экскурсии по Стокгольмкарт бесплатные), о чем в последствии не пожалели, даже порадовались, что так случилось. Во-первых, мы прогулялись по Стокгольму, по Гамла Стан, по площади около Ратуши, во-вторых, Дьюргарден мы уже достаточно изучили «изнутри», а на нашей экскурсии увидели много нового: королевский остров — Кунгсхольмен, Длинный остров — Лонгхольмен, увидели плавучие жилые дома на понтонах, шведские садовые участки и «хрущевки», услышали интереснейший рассказ на русском. В очередной раз убедившись в том, что нерекламируемые нашими тур-сайтами места весьма интересны, я взяла на себя смелость заменить запланированный известный музей под открытым небом Скансен на скромную телебашню. И мы опять не прогадали.

Стокгольмская телебашня Kaknastornet (155 м) — самая высокая в Скандинавии и Северной Европе, находится недалеко от центра, примерно в 1 км от острова Дьюргарден, и, о чудо, имеет бесплатную стоянку. На первом этаже — отличный сувенирный магазин, широкий ассортимент и низкие цены. Мы именно в нем и закупились сувенирами. На 30-м этаже (скоростной лифт сам по себе вызвал восторг у детей) находится смотровая площадка: весь Стокгольм как на ладони. Хорошо, что мы приехали сюда уже после того, как поездили по Стокгольму, мы смогли рассмотреть в бинокль (мы всегда путешествуем с биноклем, но можно было смотреть в подзорные трубы за сколько-то денег) знакомые места: терминал парома Викинг Лайн, остров Дьюргарден, аттракционы Грена Лунд, Городскую Ратушу, Королевский Дворец. На смотровой площадке по всему периметру установлены фотографии Стокгольма с пронумерованными зданиями и пояснительными подписями — так что все понятно, все можно найти и рассмотреть. Мы решили пообедать в стеклянном ресторане на 28-м этаже, т.к. цены нас опять же приятно порадовали: 9 евро второе блюдо, 1,5 евро напиток, салаты-закуски — бесплатно. Как же это было классно, есть вкуснейшую запеченную рыбу и рассматривать город с высоты птичьего полета!

СтокгольмДо посадки на паром у нас оставалось 3 часа, и, помня, что в Турку паром подали только за час, мы решили после телебашни заехать опять же в малоизвестный русскому туристу Технический музей. Находится он посередине пути от телебашни до Дьюргардена, стоянка, опять же, бесплатная. Музей отличный! Чего там только нет: машинный зал, где выставлены старинные велосипеды, автомобили, самолеты, различные двигатели и т. п, шахта, зал железа, экспозиция текстильной промышленности, зал телефонных аппаратов, зал информационных технологий, космические тренажеры, на которых можно потренироваться, и, наконец, 4-хмерный кинозал. В общем, нас за уши было не оторвать. К сожалению, на ближайший сеанс остался только 1 билет, он был вручен Степану. Конечно, стереофильм о полетах с ощущениями ветра, дождя, запахов его поразил. Мы провели в музее 1,5 часа, это очень мало — мы всего лишь бегом все посмотрели. По-хорошему, надо планировать на него 3 часа. Кстати, на выходе — отличный магазин головоломок.

Стокгольм Ну вот, в этом месте начинается рассказ о самом сильном впечатлении от Стокгольма. От музея до паромного терминала нам надо было проехать 5 км, до отправления оставалось 1,5 часа, мы спокойно сели в машину, доехали до Дьюргардена и тут попали в пробку. Нет, не в пробку, а в пробищу. За 15 мин мы продвинулись на 800 м. За следующие 15 мин — 500.

У нас оставалось 30 мин до окончания посадки на паром и расстояние в 3 км. Было понятно, что мы не успеваем. В голове появилась мысль, что в высокий сезон билетов на другой паром может вообще не быть, а у нас виза заканчивается через 2 дня, что если мы тут застрянем, то нам грозит штраф за просроченную визу и, наверное, нам больше шенген вообще никогда не дадут. Попробовали по привычке найти объездной путь — ага, как же! Стокгольм — это ж сплошные острова, соединенные мостами, кругом — вода. Издевательски выглядел наш паром, стоящий напротив нас, на том берегу, вот он — а мы до него доехать не можем.

И тут, была ни была, включили аварийку и выехали на полосу для общественного транспорта. Надо отдать должное шведским водителям, когда возникала необходимость вернуться в поток (на остановках), нас пропускали. Так за 5 минут мы преодолели еще метров 500. Дальше произошло непредвиденное: GPS указывал нам на дорогу, которая в реале оказалась односторонней со встречным движением, а другой дороги нет — кругом вода. Пришлось метров 30 проехать по тротуару и пересечь встречную полосу (благо, в этом месте она была пустая), чтобы выехать на свою. Затем метров 200 — свобода, и — снова пробка. Опять пришлось ехать по тротуару, не пропустить пешеходов, ехать по велосипедной дорожке — мрак, я периодически смотрела в зеркало — не едут ли за нами полицейские с мигалкой. Вырвались мы из пробки за 10 минут до окончания посадки и 500 м до терминала и тут, остановившись на красный свет, увидели впереди товарища по несчастью — джип с финскими номерами. Это было наше спасение, т.к. до терминала мы бы доехали, но точного места посадки на терминале мы не знали. Мы «приклеились» к финну-спасителю и подъехали к пропускному пункту за 5 минут до окончания посадки, въехали на паром, встали на указанное место и...ворота на паром закрылись. Описывать наше состояние, думаю, нет смысла. Степан сказал, что это был самый лучший аттракцион в его жизни. Точно, можно было снимать фильм «Приключения русских в центре Стокгольма».

Паром Стокгольм-Хельсинки «Габриелла» был чуть больше «Изабеллы». Когда я бронировала билеты, кают класса С уже не было, зато на каюты класса А действовало спецпредложение, и автопакет нам обошелся в 240 евро. Каюта на 5 этаже, с окном, чуть шире, чем класс С, нижние полки в виде диванов, если разложить, они соединяются в двуспальное место. Небольшой круглый стол, который можно поставить посередине. Поскольку у нас впереди был целый вечер, мы тщательно обследовали паром. В дьютифри цены были выше, чем на Изабелле. Зато было целых 3 больших игровых комнаты. Но рядом с ними не было кафе, только бар. Поэтому вариант поесть, пока дети поиграют, не прошел. Мы тщетно пытались найти застекленную носовую часть на каком-либо этаже — нет, такой не оказалось. Можно было только выйти на смотровую площадку на 12 этаже, но там дул такой сильный ветер, что мы с Лидой не пошли. Посмотрели вниз с палубы, увидели огромные пенящиеся волны — дух захватило.

Хельсинки Хельсинки, день 1. Паром прибыл в Хельсинки в 10-00. К счастью, полиция около трапа нас не встречала. Мы сразу же отправились искать Лего-шоу. По указанному адресу GPS привел нас на рыночную площадь. Битый час мы гуляли по этой площади и вокруг нее, и по ее окрестностям, правда делали мы это с удовольствием, разглядывая и фотографируя, прикупив при этом разных вкусностей, — но никакого Лего-шоу на горизонте не было. Мы тщетно спрашивали и прохожих, и продавцов, пока вдруг Степан не привел нам русскую дамочку, которая указала нам на странную будку-лифт. Лифт опустил нас вниз, мы оказались в каком-то бункере с серыми стенами, на полу были нарисованы ступни, которые куда-то вели. Набравшись смелости, пошли по полутемному коридору. Надо же, пришли к двери с надписью Lego, а за ней, действительно, огромный игровой зал. Купили билеты детям на 2 часа по 7 евро, а сами, помятуя о сезоне скидок, пошли в универмаг Сокос, расположенный на площади. Шопинг удался.

Аквапарк «Серена» Пообедав в кафе Лего-шоу, отправились в аквапарк «Серена». Билеты после 16-00 дешевле — 15 евро с человека, без разницы детский-взрослый, дети до 4-х лет бесплатно, а на весь день есть выгодные семейные билеты, стоянка бесплатная. Нам повезло с погодой — светило солнце, +24, так что Степан купался в открытой части аквапарка, но для Лиды вода там оказалась холодной. В крытой части аквапарка всего один детский бассейн с одной горкой, но Лиде и этого не хватило. Мне показалось, что самые интересные горки-аттракционы находятся на улице, внутренняя часть ничем не лучше (даже скуднее) привычного нам Казанского аквапарка, поэтому ехать в Серену стоит только в жаркую погоду.

Отель Рантапуисто я бронировала по интернету в системе www.hrs.com, это был единственный отель, который предложил размещение 2+2 меньше, чем за 100 евро, а именно — 74 евро с завтраком (двухместный номер с дополнительной кроватью, 1 ребенок в кровати родителей). Посмотрев унылые фотографии отеля в инете, учитывая невысокую цену, я несколько расстроилась, но бронировать другой отель в 2 раза дороже тоже было нерадостно. Мы согласились, запросили подтверждение брони по e-mail, получили его через 5 минут. Итак, после аквапарка GPS быстро привел нас к отелю. Выйдя из машины, мы были приятно удивлены: небольшой деревянный отель стоял на берегу залива в сосновом лесу, воздух был настолько чист и ароматен, что голова закружилась. Я подумала, что даже если нас ждут условия хуже, чем в кемпинге, я все прощу из-за этого вот вида и воздуха. Ничего подобного! Нас ждал очень просторный номер с большим плоским телевизором и бесплатным беспроводным интернетом. Огромная сверкающая туалетная комната имела отличную душевую кабину и большую батарею-сушилку, которая пригодилась для сушки всех наших купальников и полотенец. Завтрак — шведский стол тоже был выше всяких похвал.

ЭврикаХельсинки, день 2. Этот день до отъезда было решено провести в научно-развлекательном центре «Эврика», доехать на машине легко, есть указатели и бесплатная стоянка. Стоимость билетов разная (зависит от количества посещаемых выставок и сферического кинотеатра), от 10 до 25 евро, но нам не повезло — кинотеатр не работал. Но мы и без кинотеатра не успели все посмотреть. Центр произвел на нас неизгладимое восторженное впечатление. Здесь с помощью простых и сложных моделей можно изучать законы механики, оптики, химии, биологии и т.д. Часть экспонатов расположена на улице, здесь можно самому построить мост без гвоздя, полежать на воздухе, смастерить солнечные часы, поиграть на огромном ксилофоне, пролезть через лист Мебиуса. Внутри есть экспонаты более серьезные (некоторые и взрослому непостижимы), но и тут есть занимательные развлечения.

Эврика Дети визжали от восторга: катались на машине с квадратными колесами, Степан катался на велосипеде по канату, а Лида прыгала в «открытом космосе». Степа также посетил увлекательное занятие в химической лаборатории (туда надо записываться заранее). Даже нам, взрослым людям с высшим физ-мат-тех образованием было очень интересно. Недаром девиз центра — «Почувствуй себя ребенком»: при входе стоит огромный стол с высоченными стульями, сидя на которых, вспоминаешь ощущения детства. В центре проходят представления, но, к сожалению, только на финском. Мы попытались смотреть «Из жизни насекомых» — ничего не поняли. Но зато есть русскоговорящий консультант, все, что нам надо было, объяснял. В центре мы провели 5 часов, и этого оказалось мало. Но, ничего не поделать, отпуск у нас заканчивался, виза тоже, надо было возвращаться. Конечно, не хотелось, дети аж плакали.

Хельсинки-С. Петербург. 380 км. Обратный путь лежал через более популярный у русских пограничный КПП Торфяновка (т.к. он ближе к Хельсинки, 180 км). Эх, если б мы знали, что там застрянем, поехали бы опять через Брусничное. Это дальше на 35 км, но эти 35 км по финским дорогам — ничто по сравнению с тремя часами ожидания. В общем, дело усугублялось тем, что был воскресный вечер, люди возвращались с финского уик-энда. И при этом работало всего одно русское пограничное окошко. Как это по-русски! Конечно, нашей пограничнице обязательно надо было задавать вопросы (ей, видимо, абсолютно все равно, сколько машин скопилось в очереди, и что люди долго уже ждут). Никуда не торопясь, она спрашивала «Вы на машине?», «Номер вашей машины?», «Это ваши дети?», «Как тебя зовут?», «А тебя?» — как будто я производила впечатление шпионки, незаметно пробравшейся пешком через финскую границу с двумя чужими детьми. Пограничник, досматривавший машину, неспешно гулял вокруг нее, разговаривая по мобильному уж точно не с начальством. Здравствуй, Родина! Ближе к Питеру периодически стояли в пробках (воскресенье, вечер, народ возвращался с дач).

С. Петербург — Чебоксары. 1360 км. Переночевав у тетушки в Лисьем Носу, на следующее утро мы выехали домой. Немного отъехав от Питера, решили заправиться, но не тут-то было. На протяжении 30 км не было ни одной заправки. И тут мы обнаружили оную на противоположной стороне. Развернулись, заправились. Выезжаем — опа, кирпич. Посмотрели — другая машина выехала с «въезда», пересекла встречку и спокойно уехала. Мы — за ней. И тут нас подловили гайцы. Ну конечно, они знают, где стоять, они-то, наверное, и придумали все эти знаки и разметки в этом месте. Сергей им говорит: «Так 30 км — ни одной заправки!» Они говорят: «Как ни одной — вот, рядом, через 15 км!» Спрашивается, трудно поставить знак, что заправка через столько-то км? Наивный вопрос, ибо что тогда наши гайцы кушать будут? Сергей спросил: «А как надо было ехать, там на выезде кирпич!» Они любезно ответили: «Надо было проехать по лесу чуть дальше, выехать на прилегающую полосу, проехать в обратном направлении 17 км и там развернуться». Ба-а, все для удобства человека. Конечно, Сергею «вешали» лишение прав. Но ведь не за тем они здесь стояли. Синяя бумажка решает все проблемы! «Оформив» 5 машин, они легко развернулись через 2 сплошных и уехали. Здравствуй, Родина! В последующем мы видели еще одну хитроумную ловушку, но, будучи «учеными», не попались. Ехали без ночевки, останавливались поужинать в Клину, Москву объехали через Дмитров — красивые места. В дороге убило отсутствие нормальных туалетов, даже на заправке «Лукойла». Доехали за 17 часов.

Выводы. Безусловно, несмотря на некоторый экстрим, поездка очень понравилась! Финансы: истратили на все чуть больше 2000 евро: визы 140, бензин-парковки 370, отели 286, паромы 418, экскурсии 422, еда 300, шопинг 150. Лекарства, как обычно, не пригодились. Без проблем везде расплачивались карточкой Visa, наличные деньги пригодились только в России. Брали на всякий случай 500 евро наличными, 450 привезли обратно. Что я бы изменила, будь такая возможность?

  1. Возвращались бы из Стокгольма не в Хельсинки, а в Турку, т.к. паром в Турку отправляется в 20-10 (в Хельсинки в 16-45). Дополнительных 3,5 часов нам бы как раз хватило, чтобы основательнее посмотреть Технический музей и без приключений добраться до терминала. Учитывая стоимость бензина от Турку до Хельсинки, в цене и во времени мы бы даже выиграли, т.к. в Турку паром приходит в 7-35, и до Хельсинки 2 часа езды.
  2. Обратно границу пересекали бы через Брусничное.
  3. Планировали бы поездку так, чтобы не возвращаться в выходной день.

В следующий раз (ну, если нам конечно откроют визу) мы посетим крепость Суоменлина , зоопарк, аквариум и лунапарк в Хельсинки, а в Швеции доедем до тематического парка Астрид Линдгрен в Вимербю, и еще хочется посетить Гетеборг. Ну а в Стокгольме сходим в Скансен, который отменили в этот раз. Как же это здорово — путешествовать всей семьей!

Дашук, sda_chuvsu@mail.ru