Содержание:

За последние десять лет количество учащихся-экстернов в Москве увеличилось более чем в 20 раз. Однако специалисты предполагают, что в ближайшее время интерес к экстернату несколько снизится. Причина  - повсеместное введение ЕГЭ.

К содержанию

Не только для отстающих

В советские времена на дому занимались лишь единицы - в основном инвалиды и дети с ослабленным здоровьем или отклонениями в поведении. Право на "особый режим" нужно было доказать: по собственному желанию без уважительных причин на такую форму обучения не переводили.

В 2000 году Министерство образования РФ утвердило "Положение о получении общего образования в форме экстерната". Этот документ регламентировал деятельность экстернатов. Наибольший интерес вызвала его общедоступность. Выбрать надомную форму обучения могут ученики всех ступеней, от первоклассников до "без пяти минут" выпускников. Ограничений по возрасту нет. Если взрослый человек, в свое время не окончивший среднюю школу,  решил получить аттестат, ему тоже не откажут. Объяснять причины перехода на экстернат не обязательно: какими бы резонами ни руководствовались школьник и его родители, администрация школы не имеет права им отказать.

При таких условиях обучением на дому заинтересовались не только "двоечники" и "недоросли", но и талантливые ученики. Поступить в престижный вуз с каждым годом становится все сложнее, подготовка отнимает очень много сил. Целеустремленным старшеклассникам не хочется тратить время на ежедневное посещение школы. Экстернат позволяет свободно планировать свой день в зависимости от расписания занятий на курсах или с репетиторами. Вот и увеличивается количество  желающих учиться дома.

Но у победного шествия экстерната по стране появился соперник - единый государственный экзамен. Идеологи ЕГЭ и педагоги единодушны во мнении: самостоятельно подготовиться к централизованному тестированию нереально. Чтобы успешно пройти испытание, недостаточно прочного знания школьной программы. Подготовка к ЕГЭ требует особой методологии. Не случайно в течение первых лет действия эксперимента педагоги были обеспокоены низкими результатами выпускников: дети и преподаватели просто не умели правильно проходить тестирование.

В данный момент ЕГЭ еще не получил массового распространения. Часть вузов, в том числе престижных, принимают свидетельства единого государственного тестирования не на все специальности или не принимают вообще. Но позиция Министерства образования непреклонна: в ближайшее время именно он станет основным способом поступления в институты.

В связи с этим количество желающих учиться в экстернате скорее всего уменьшится.  Обучение на дому с последующей аттестацией в общеобразовательном заведении снова станет лишь одной из форм получения среднего образования - удобной для нестандартных ситуаций.

Конечно, возникшее препятствие можно преодолеть, если ввести в программы экстернатов специальный курс подготовки к ЕГЭ. Но это требует дополнительных затрат, как материальных, так и трудовых. Нужно разработать методику, нанять новых педагогов или обучить уже работающих... Пока проблема находится на стадии обсуждения.

К содержанию

На любой вкус

Существуют две возможности получить образование экстерном. Все зависит от времени, которым вы располагаете.

Если торопиться некуда, можно перейти на надомную форму обучения в своей школе. Для этого достаточно написать заявление на имя директора. За несовершеннолетних его подписывают родители или заменяющие их лица.  В младших и средних классах к этой мере обычно прибегают мамы и папы одаренных детей, значительно опережающих сверстников в развитии. На обычных уроках им неинтересно, а экстернат позволяет расширить учебную программу. Используется этот вариант  и для проблемных детей, не нашедших общего языка со сверстниками или учителями.

Школьник-экстерн имеет те же права, что и его "очные" одноклассники. Ему гарантированы консультации с преподавателями (в пределах двух часов перед каждым экзаменом), бесплатное пользование библиотекой школы, при необходимости - посещение лабораторных и практических работ. При желании он может участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах. Чтобы получить свидетельство о среднем образовании, необходимо пройти государственную аттестацию. Количество промежуточных проверок качества знаний экстернов и очных занятий (контрольных, тестов, диктантов и т. п.) определяет учебное заведение. Такой вариант обучения обязана предоставлять любая государственная средняя школа, причем бесплатно. Исключение составляют лишь дополнительные услуги.

Заочная учеба проходит в обычном временном режиме. Закончить два класса за один год нельзя - для этого существуют специализированные экстернаты с ускоренным  (интенсивным) обучением. Чаще всего такой программой пользуются старшеклассники, чтобы сразу пройти десятый и одиннадцатый классы. Особенно она популярна  у юношей: "сэкономленный" год перед армией обеспечивает дополнительную попытку поступления в вуз.

Чтобы вести обучение по интенсивной программе, школе необходимо иметь лицензию на оказание дополнительных образовательных услуг. Групповые занятия проводятся три-пять раз в неделю. Наиболее распространена система лекций и семинаров с обязательными домашними заданиями и тестированиями по результатам освоения каждой темы.

Одна из отличительных особенностей - модульное обучение. Например, первые две недели читают лекции только по математике, затем - по истории, потом - по физике и т. д. Темы даются схематично: большая часть материала предполагает самостоятельную глубокую проработку.

Обратите внимание! Интенсив не бывает бесплатным! За возможность сократить школьные годы нужно платить. Средняя стоимость одного часа занятий в группе - 100 р: индивидуально - от 150. За год занятий получается сумма, эквивалентная 500-1000 долларам.

К содержанию

Быть или не быть

Какие бы причины ни привели вас к мысли перейти на экстернат, решение нельзя принимать второпях.

Обучение на дому подходит не всем. В некоторых случаях удаление от школы только усугубляет проблемы, а не решает их. Для экстерната необходим высокий уровень самодисциплины. Никто не стоит над душой, подгонять и направлять ученика некому: запустили сложную тему - пеняйте на себя. Такая ответственность под силу далеко не всем подросткам.

Не всегда помогает экстернат и тем, кто ушел из школы из-за проблем в общении. Бежать с поля боя - не лучший выход. Если ребенок не сошелся характером с одноклассниками, родители могут перевести его на надомное обучение... Но что будет, когда придет пора поступать в вуз? Сможет ли молодой человек учиться очно или привыкнет жить в замкнутом пространстве собственного дома? В таких ситуациях лучше проконсультироваться с опытным психологом.

Много споров вызывает интенсив. Одно дело, если эту форму обучения выбирает взрослый человек, который по какой-то причине до сих пор не получил полного среднего образования. Другое - школьник младших классов. Нужно ли торопиться взрослеть? Специалисты до сих пор так и не пришли к единому мнению. Интеллектуально десяти-двенадцатилетний человек может быть достаточно развит, чтобы окончить школу, но психологически к взрослой жизни он обычно не готов.

К содержанию

Ложка дегтя

Основные проблемы экстернатов связаны с недостаточной методической проработкой вопроса и материальными проблемами.

Понятно, что обучение на дому требует несколько иных учебников и пособий, чем традиционные.  Необходима четкая структуризация учебной литературы по темам, рабочие тетради к каждому учебнику.

Значительно облегчить жизнь экстернов и их учителей могут новые технологии. Например, хрестоматия по литературе на CD избавит от необходимости искать произведения школьной программы. Электронные дневники упростят контроль успеваемости. Интерактивные  консультации позволят получить помощь преподавателей, не выходя из дома, а поиск учебных материалов на школьном сервере заменит поход в библиотеку. Обязательные для интенсивного экстерната установочные лекции можно снимать на видео. Если вы по какой-либо причине пропустили занятие, - просмотрите его в записи.

К сожалению, технические новшества не по карману большинству общеобразовательных заведений. В несколько лучшем положении экстернаты-интенсивы. У них есть самостоятельные средства: плата за обучение. Обычным средним школам не до проблем экстернов: бюджетного финансирования с трудом хватает на самое необходимое.

Немало сложностей связано и с аттестацией выпускников-экстернов. Те, кто выбрал интенсивный курс, большинство выпускных экзаменов за 11 класс сдают зимой, во время специально организованной сессии. А вот сочинение и экзамен по математике все ученики, вне зависимости от формы обучения, пишут одновременно. Получается, что с момента физического окончания школы до юридического получения аттестата проходит полгода - это удобно не всем.  Не до конца проработан и вопрос получения медалей. Должны ли предполагаемые медалисты сдавать экзамены по всем дисциплинам курса, или достаточно основных предметов? Общие для всех нормы не приняты. Проблема решается на уровне каждой конкретной школы.

По закону школьник имеет право на частичное обучение в форме экстерната. Например, если вы собираетесь поступать на филфак, то часть предметов старшей школы (математика, химия, физика, биология и др.) вам не нужны. Правомерно ли изучать эти дисциплины экстерном, а в класс приходить только на "нужные" предметы? Формально - да. Но фактически администрации школ на такие меры идут неохотно: работать с "полузаочником" не удобно. Обычно предлагают перейти на полный экстернат.

К содержанию

Записная книжка родителя

На вопросы родителей отвечает руководитель пресс-службы Департамента Образования Москвы А.В. Гаврилов

- Есть ли нормативы по количеству контрольных работ и по объему домашнего задания?

- Согласно распоряжению Департамента образования Москвы, в старших классах нельзя проводить более двух контрольных работ в неделю. Важно, чтобы они не выпадали на первый и последний день. Объем домашнего задания не должен превышать половины пройденного на уроке.

Рекомендуемое число контрольных работ:

Виды работ 5-й кл. 6-й кл. 7-й кл. 8-й кл. 9-й кл.
Диктант 8 8 6 5 3
Изложение 2 2 2 3 3
Сочинение 2 2 2 2 4

Виды работ 10-й кл. - 1 ч/2 ч/3 ч/4 ч в нед. 10-й кл. - 1 ч/2 ч/3 ч/4 ч в нед.
Диктант 3/6/9/12 2/4/6/8
Изложение 2/4/6/8 3/6/9/12

Сочинения по литературе в 10-11-х классах обычно проводятся после изучения каждой монографической темы. В каждом полугодии их не менее четырех: два классных и два домашних. В конце 10-го класса рекомендуется проводить итоговое сочинение, в конце 11-го - предэкзаменационное сочинение или изложение (на выбор учащихся).

  5-6 класс 7-11 класс
Математика 13-15 -
Алгебра - 8-10
Геометрия - не больше 5

Минимальное количество практических и контрольных работ по физике:

  7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл
Кол-во часов в неделю 2 2 2-3 3 3
Кол-во практических работ 8-10 8-10 5-8 6-9 5-8
Кол-во контрольных работ или зачетов 4-6 4-6 4-5 5-6 4-5

Выполнение домашнего задания

1 класс (со второго полугодия) До 1 часа в день
2 класс До 1,5 часа в день
3-4 класс До 2 часов в день
5-6 класс До 2.5 часа в день
7-8 класс До 3 часов в день
9-11 класс До 4 часов в день

Юлия Бобкова
Статья предоставлена журналом
Куда пойти учиться