Содержание:

Отдавая ребенка в "английскую" школу, родители мечтают, чтобы иностранный язык он знал не хуже, чем родной. И эта цель вполне достижима — если удачно выбрать школу.

Основной критерий выбора, разумеется, качество преподавания языка. Сможет ли ребенок, окончив одиннадцать классов, свободно разговаривать на английском, читать книги, журналы, грамотно переводить тексты? И, наконец, осилит ли он вступительный экзамен по английскому языку в вуз, особенно если поступает на факультет иностранных языков?

Есть два вида школ с углубленным изучением английского: обычные, но с профильными классами, и специализированные, где изучают минимум два иностранных языка. Предпочтительный вариант — спецшкола. Для начала оцените доступную объективную информацию: педагогический состав, программу обучения, используемые методики, техническую оснащенность. Узнайте, налажены ли у школы международные связи, в каких вузах учатся выпускники. И только после этого можно делать первые выводы.

К содержанию

Программы обучения

Важно, чтобы программа базировалась на современных учебных пособиях, а преподаватели использовали и традиционные, и новаторские способы подачи материала. В школе № 1304, например, язык преподают по кембриджскому и оксфордскому курсам — это программы, созданные совместно британскими и российскими специалистами. Старшеклассники некоторых негосударственных школ ("Бакалавр", "Интеграция", "Венда", "Лотос" и др.) могут подготовиться к Кембриджскому экзамену FCE (First Certificate in English) и получить международный сертификат, который требуется для поступления практически во всех зарубежных университетах.

В Российской международной школе "Бакалавр" непосредственно перед экзаменами организуются краткосрочные курсы, где ребят знакомят с особенностями предстоящих испытаний. Экзамен принимают внешние специалисты, получившие соответствующую аккредитацию. Работы отсылаются в Кембридж, и, в случае успешной сдачи экзамена, оттуда приходят сертификаты с оценкой уровня владения языком. В Ломоносовской школе английский усваивается легче благодаря занятиям, направленным на развитие памяти, внимания и мышления. "Англо-русская школа", где учатся только старшеклассники, работает по программе "Английский как родной": все предметы здесь преподают на английском российские педагоги и носители языка.

Хорошо, если параллельно с языком в программу включены предметы страноведческого характера. Во многих школах (№ 1304, № 1257 и др.) старшеклассники проходят курс английской литературы. В "Интеграции" уроки по истории Великобритании и страноведению начинаются уже с шестого класса. Лингвистическая школа при Институте иностранных языков предлагает факультативы на английском языке по истории британской цивилизации, истории и культуре Москвы.

К содержанию

Один, два... кто больше?

Учить сразу несколько языков "с нуля" сложно. Поэтому английский в любой спецшколе преподают с первого класса, а обязательный второй язык обычно вводится с пятого класса, чаще всего — немецкий или французский. Почти все школы предлагают желающим учить третий язык: № 1263 — китайский, японский, испанский или итальянский (на выбор), № 1304 — испанский. А в школе № 1257 третий язык обязателен: японский, арабский, корейский или китайский. Более того, с восьмого класса вводится еще и итальянский.

Налаженные связи с вузами — еще одно преимущество школ. Льгот при поступлении ждать не стоит, но все-таки выпускникам сдать вступительные экзамены легче, ведь в старших классах они занимаются по вузовским программам. К примеру, школа № 1304 сотрудничает с Московским государственным техническим университетом им. Н.Э. Баумана (МГТУ), Московским государственным институтом радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), Московским государственным институтом международных отношений (Университетом) МИД РФ (МГИМО), школа № 1257 — с Государственным университетом — Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ), школа № 1263 — с Российским университетом дружбы народов, Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, Колледжем МИД РФ. Школы, созданные на базе высших учебных заведений (например, Лингвистическая школа при Московском институте иностранных языков) — отдельная категория: выпускные экзамены в них приравниваются к вступительным в вуз. Правда, это касается только негосударственных институтов и университетов.

К содержанию

Не только английский

Языковая подготовка — важнейший, но не единственный критерий выбора. Учеба — это лишь часть школьной жизни. Атмосфера создается не только на уроках. Лидия Грибанова, учитель английского языка школы № 97, советует зайти в школу вечером: если там много детей даже в это время, значит, им действительно интересно.

В школе № 1290 внеклассная деятельность просто "кипит": работает школьная дума, издаются газета и журнал, есть теле- и радиостудия. Школа № 224, делая упор на эстетическое развитие детей, сотрудничает с музыкально-хоровой школой "Радость". "Интеграция" особое внимание уделяет здоровью учеников — здесь много спортивных секций. Школы стараются организовать поездки за рубеж — на отдых и языковые стажировки. Школа № 1257 сотрудничает с лицеем в Северной Италии. Ученики Ломоносовской школы и школы "Интеграция" проводят каникулы в США, Англии, Германии, Франции, Ирландии.

К содержанию

Легко ли поступить

И в государственные, и в негосударственные школы с углубленным изучением английского языка не принимают просто так. Непременное условие для по ступающих — четкое произношение, склонность к изучению языков, гуманитарный склад ума. Будущие первоклашки обязательно проходят собеседование с логопедом и психологом. Детям постарше предстоят более сложные испытания: тесты (или экзамены) по математике, английскому и русскому языкам. Но если со "слабым" английским в государственную спецшколу ребенка вряд ли возьмут, то в негосударственной предложат дополнительные индивидуальные занятия, чтобы подтянуть знания.

Для поступающих в "Англо-русскую школу" старшеклассников тестирование по языку, математике и экономике проводится полностью на английском. Необходимый уровень — Intermediate.

Мнение эксперта
Светлана Соколова, учитель английского языка, заведующая кафедрой английского языка гимназии № 1543

— Светлана, как не ошибиться в выборе школы?
— Я бы посоветовала один проверенный способ: понаблюдать за детьми, выходящими из школы, поговорить с родителями о качестве преподавания, а потом уже побеседовать с персоналом, чтобы составить общее впечатление. Личное восприятие дает значительно больше, чем реклама или списки медалистов.
— Существует идеальная программа или идеальный учебник английского языка?
— За 10 лет работы в школе мне так и не удалось найти идеальный учебник, у каждого есть свои плюсы и минусы. Многие школы в наши дни с гордостью говорят о том, что их программа основывается на зарубежных учебниках. Это завораживающе действует на родителей, выросших на советских пособиях со скучными текстами. Тем не менее мне кажется, что дать гарантию успешного образования при помощи конкретного пособия невозможно. Многое зависит от учителя. Увлеченный педагог находится в постоянном поиске и старается усовершенствовать методы преподавания, по крупицам собирая подходящий материал и в зарубежных, и в отечественных изданиях. Профессионал всегда дополняет основное пособие "своими" упражнениями, аудио- и видеозаписями, текстами.
— Авторские методики применимы в школьном образовании?
— Да, но они должны быть утверждены методистами из Департамента образования. Я считаю, что нельзя заставлять учителя работать по методике, придуманной кем-то другим. К сожалению, иногда авторская методика удобна только самому автору. Советую навести справки об учебной программе школы до того, как вы определитесь с выбором.
— Насколько при изучении языка важны аудио- и видеоматериалы?
— Важно не только их содержание, но и умение учителя преподнести этот материал. Квалифицированный педагог предложит ученикам задания до и после просмотра фильма или прослушивания текста, настроит их на восприятие, поставит задачи.
— Что главное в изучении языка?
— Важно, чтобы между учителем и учеником был контакт. Даже если это чудесный педагог и одаренный школьник, но контакта нет, на хорошие результаты рассчитывать не приходится. В то же время известны примеры, когда ребенок без всяких репетиторов и помощи со стороны блестяще овладевал языком. Получается, вероятность успеха просчитать почти невозможно. Но в любом случае стоит обратить внимание на репутацию школы и ее преподавательский состав. Замечательно, если школа богата традициями, и детям там действительно интересно.