Содержание:

Выбрать детский сад просто только на первый взгляд. Если муниципальные детские сады вас по какой-либо причине не устраивают, что делать? Выход есть! Искать частный детский сад. Сейчас их немало, есть частные садики на базе все тех же муниципальных, бывают они при крупных фирмах, есть даже домашние детские сады.

Частные детские сады зачастую бывают более дорогими, хотя некоторые существуют на гранты (Соросовские, к примеру), и с родителей берут сравнительно недорого, но зато они зачастую радуют нас индивидуальным подходом, более разнообразным меню и большим выбором воспитательных и развивающих методик. Вальфдорские и Зайцевские, Монтессори или Домановские, языковые, танцевальные, спортивные. Как сориентироваться в этих названиях и направлениях?

К содержанию

Развивать или не развивать?

Какими же методиками могут порадовать нас частные детские сады?

По принципу взаимодействия с ребенком все их можно разделить на две группы: развивающие, которые предлагают определенные занятия, нацеленные на те или иные качества или умения малыша, и проповедующие невмешательство, то есть ребенку предоставляется некое пространство для игр, взаимодействия с другими членами группы, саморазвития, а воспитатель вмешивается только в крайних случаях или по просьбе ребенка.

К первой группе принадлежат методики Монтессори, Зайцева, Домана, ко второй — Вальфдорфские и им подобные. У каждого подхода есть свои плюсы и минусы.

В Вальфдорфских садиках не стремятся развить интеллект ребенка, скорее, ставка делается на познание мира через собственный опыт. Не приветствуется здесь оценка ребенка — как отрицательная, так и положительная. Запреты тоже не в чести, и могут быть использованы, только если действие несет угрозу самому ребенку или окружающим. Здесь царствует Любовь. Атмосфера доброжелательности, любви и взаимопомощи, отсутствие оценок, а значит, конкуренции, позволяет малышам развиваться индивидуально и ярко, проявлять свои таланты и способности — не потому что этого требуют, а потому что это ему интересно.

Развивающие детские сады проповедуют совсем другой подход. Чтобы ребенок развивался, его надо развивать. Разнообразные кубики, таблицы, вкладыши и книги, пение и танец, гимнастика и языки, лепка, рисование, математика — все это направлено на то, чтобы дать пищу любознательному уму, развить пластику, умения и таланты. Выбор направления развития может основываться только на способностях и склонностях самого ребенка. А вот подобрать методику занятий может помочь психолог. Они, кстати, есть во многих частных детских садах, как и логопед, массажист, диетолог и другие специалисты.

К содержанию

Домашний детских сад

Отдельной группой можно поставить сравнительно недавно появившиеся домашние детские сады и «взаимоняньство». Домашний детский сад — это когда кто-то, чаще всего сам имеющий ребенка, набирает небольшую группу (3-6 детей), и у себя дома, за некоторую плату присматривает за ними, занимается, кормит, выводит на прогулки. Методики и направленность занятий в домашнем садике очень индивидуальны. Это могут быть и Вальфдорфские методики, и занятия по кубикам Зайцева, а может, здесь малыша научат английскому или французскому языку? Это во многом зависит от умений того, кто занимается воспитанием. А еще домашние детские сады бывают «стихийными», нигде не зарегистрированными, так что при выборе стоит обратить внимание на документы, обусловливающие деятельность такого садика, а также отзывы родителей, чьи дети его посещают. В принципе, домашние детские сады вполне хороши хотя бы тем, что их обычно подыскивают «в своем дворе», детки в группах разного возраста, а еще в маленьких группах проще всем уделить внимание.

«Взаимоняньство» — это по сути, даже не садик. Просто мамы, живущие недалеко друг от друга и имеющие сходные взгляды на воспитание детей, объединяются по принципу «сегодня я сижу с твоим — завтра ты с моим». Сходность взглядов и личное знакомство вселяют уверенность, что ребенок в надежных руках, дети имеют возможность поиграть и пообщаться, игрушки не успевают надоесть малышам, поскольку в каждом доме они разные, а можно даже договариваться и покупать дорогие «развивалки» вместе. И у мамы освобождается время для работы, шоппинга или парикмахерской.

К содержанию

Подводные камни

Развивающие методики — это прекрасно. Чуткое, доброжелательное отношение, позволяющее выявить и развить таланты — великолепно. Но, как говориться «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Какие нюансы стоит учесть, отдавая своего малыша в суперсадик?

Вальфдорфская методика не способна дать малышу необходимую психологическую подготовку к школе. Привыкшему к отсутствию оценок, вмешательств и строгого надзора ребенку обычная школа — это стресс и большое испытание для психики. Он может замкнуться, уйти в себя, ему сложно вписаться в коллектив других детей, более агрессивных, настроенных на конкуренцию. Есть, конечно, Вальфдорфские школы, но и они дают отсрочку «столкновения с миром» только до окончания. После — институт, и все те же оценки и конкуренция.

Развивающие садики, конечно, лучше подготовят ребенка к школе, научат оценивать себя и других, дадут запас знаний и навыков, которые выделят ребенка среди сверстников, вышедших из обычных садиков. Но и тут свои трудности.

Система образования рассчитана на средний уровень, который выпускнику суперсадика уже неинтересен. Попробуйте заставить ребенка, умеющего писать, на протяжение года рисовать палочки в прописи. Есть специальные классы, куда детей набирают по уровню их развития. Это выход, но практически все развивающие методики разработаны для детей младшей школы. В пятом классе их часто возвращают на общий уровень, и они, скучая, разочаровываются и нередко скатываются на тройки.

Впрочем, проблема легко разрешается посещением кружков, выбором школ с углубленным изучением интересующих предметов, или просто визитами репетитора, который не даст интересу завянуть, не принеся плодов.

Так что, принимая решение о чудесном развивающее садике, стоит заранее просчитать несколько следующих этапов развития ребенка.

Так же обстоит дело с садиками, уделяющими особое внимание эстетическому или физическому развитию. Если ребенок хочет танцевать, заниматься музыкой, рисовать, или заниматься спортом после садика, общеобразовательные школы редко могут предоставить ему такую возможность. Но для него открыты двери музыкальных, художественных и спортивных школ.

Итак, выбор есть, и вариантов много. Прежде чем отдать предпочтение какому-либо из них, подумайте. Даже самый великолепный частный развивающий садик не стоит того, чтобы ехать до него через полгорода, а потом — столько же обратно. А еще присмотритесь к ребенку. Пусть ваш выбор определят именно его склонности и предпочтения. Не стоит выбирать французский садик, ориентируясь на моду, или музыкальный, потому что вам очень хотелось играть на скрипке. Развивать лучше то, что уже заложено в ребенке, только тогда это принесет радость ему и удовлетворение вам.

Мария Дюжакова