Содержание:

Как хорошо уметь читать! Но как же тоскливо и нудно учиться этой премудрости. Нервничают все: дети, родители, и даже терпеливые бабушки. Такие муки могут навсегда отбить у ребенка желание складывать буквы в слова. Однако все не так мрачно. Достаточно выбрать правильную методику — и у вас все получится, считает наш автор Елизавета Пономарева.

К содержанию

Что это, Ватсон?

С точки зрения биологии чтение — это сложный процесс, зависящий от скоординированной работы нескольких участков головного мозга. Если говорить человек научился 100 тысяч лет назад, то читать он начал сравнительно недавно — около 30 тысяч лет до н.э., причем до XV века люди читали исключительно вслух.

Ученые считают, что отдела мозга, отвечающего именно за то, что «ма-ма мы-ла ра-му», не существует. Можно даже сказать, что чтение для нас не совсем естественно. Особенно остро это ощущается на уроках литературы, когда во время изучения третьего тома «Войны и мира» длинные толстовские фразы просто отказываются помещаться в голове.

Комментарий психолога
«Человека в любом возрасте можно развивать, а можно дрессировать. Чем, например, отличается поточно-повторительная система от методов лечения заикания в фильме «Противостояние», где предателя Кротова били током, пока не начал говорить нормально? Создать необходимые ассоциативные связи или же выжечь их каленым железом можно с помощью многих методик. К сожалению, мамы, решившие сделать из ребенка суперкомпьютер, часто не успевают научить его быть человеком — ласковым, играющим, смеющимся и сопереживающим. Прогресс не стоит на месте, и «новые человеки», которым надо как можно быстрее научиться читать и писать, чтобы подключиться к Всемирной сети и начать вкалывать на мировую корпорацию, возможно, скоро появятся. Но к чему спешить? К тому же несоответствие уровня подготовки ребенка уровню сверстников (не важно, выше он или ниже) гарантирует проблемы еще до окончания школы.
Если ребенок сам проявляет интерес к чтению, ему, безусловно, стоит помочь научиться это делать. А если малыш бежит от букварей, как от страшного чудовища, то не стоит его заставлять и натаскивать, просто его время еще не пришло. Младенец — самое несчастное существо в нашем обществе. Пожалейте детей и облегчите их «счастливое детство».
Алексей Еремин, психолог

Мозг осваивает науку складывать слова и слоги годами: даже сегодня с помощью специального тренинга взрослые могут научиться читать быстрее и будут лучше понимать прочитанное. Так что недаром сетовал Гете: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели».

В контексте психологии чтение — это понимание письменной речи. И для этого понимания должны быть развиты смысловое восприятие, внимание, память и мышление. Поэтому, прежде чем обучать ребенка складывать буквы в слова, специалисты советуют проверить, умеет ли малыш говорить связными предложениями, может ли пересказать историю, различает ли отдельные звуки в словах, нет ли у него логопедических проблем, развита ли пространственная ориентация (чтоб не путать «Р» и «Ь») и, наконец, тянет ли его самого к сказкам и стишкам.

Когда же наступает готовность к чтению? На этот счет существует несколько точек зрения. Так, некоторые психологи считают, что уроки лучше начинать к 7-11 годам, когда ребенок вступит в период развития логических связей и накопит достаточно опыта для осмысления прочитанного. Есть и диаметрально противоположный подход, появившийся в 1990-х годах, на волне популярности идей раннего развития. Сторонники революционных методик утверждают, что 4-летнему ребенку осваивать азбуку уже поздно, а вот в 2 года, а то и в шесть месяцев — самое оно. И все-таки большинство психологов склоняются к мысли, что оптимальный возраст для маленького чтеца — это 4-7 лет: именно в это время «биология» и «психология» готовы к тому, чтобы осваивать великий и могучий.

К содержанию

Чего у кота три, а у мыши четыре

Исследования показывают, что даже взрослые люди читают слова по буквам. Но делают это так быстро, что думают, будто воспринимают слово, а то и целую фразу, целиком. Итак, для того чтобы свободно читать, необходимо легко и быстро распознавать буквы и соотносить их со звуками.

Одна из классических методик обучения чтению — систематический фонетический метод. Сначала детей учат названиям букв и звукам, затем сложению звуков в слоги, а слогов в слова.

Но малышам (лет до четырех) невозможно объяснить разницу между буквой и звуком. Понять, почему из «ка», «о» и «тэ» получается «кот», а не «каотэ», они не в состоянии. В итоге, и им, и родителям чтение начинает казаться какой-то бессмыслицей. Этот метод подходит для ребят постарше. Они уже в состоянии понять, что «звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем». С этого, кстати, обычно и начинают уроки «родной речи» в первом классе.

К содержанию

Ма-ма, ма-ма, что я буду делать

Изучение 33 букв алфавита дело небыстрое — есть риск потерять тягу к чтению вообще. Поэтому авторы некоторых методик считают, что главным ориентиром при чтении должен сразу стать слог, более крупная фонетическая единица (Эльконин Д.Б. «Как учить детей читать»).

Памятка родителям
Научить малыша читать так, чтобы в школе у него не возникало трудностей, вполне возможно. Для этого придерживайтесь следующих рекомендаций:
  • какой бы метод вы ни выбрали, используйте только адаптированные для дошколят буквари и пособия;
  • применяйте символику (графические схемы слогов и слов);
  • анализируйте с ребенком прочитанные слова («В слове ДОМ сколько звуков? Какой первый?») Это позволит добиться осмысленного чтения и избежать проблем с правописанием;
  • знакомя малыша с буквой, подключайте все органы чувств: вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, нарисуйте на песке и т.п.;
  • графические начертания букв изучайте только в их печатном варианте;
  • чтение — тоже речь, только письменная, поэтому убедитесь, что у вашего чада нет логопедических проблем;
  • не требуйте от ребенка быстрого чтения. Когда навык сформируется и закрепится, темп возрастет сам;
  • обсуждайте прочитанное. Задавайте вопросы, рассуждайте вместе о том, что могло происходить до описанного события и что же произойдет с персонажами дальше.
Екатерина Ерохина, логопед

Эльконин же обращает внимание, что при обучении буквам малышей часто сбивают с толку картинками. Например, мы показываем, что «В» — это «верблюд». Но на самом деле «верблюд» начинается с мягкого звука [в’]. Добавим еще, что понять, почему из сочетания картинок «мышь-аист-мышь-аист» должна получиться «мама», — тоже непростая задача. Кстати, интуитивно нащупал слоговый метод, описанный лишь десятилетия спустя. Лев Толстой в своей «Новой азбуке». Она тоже основывается на слогах и коротеньких словах в 4-5 букв. Пока слухоречевая память не очень развита, ребенок, начав читать длинное слово по слогам, может к концу просто забыть, с чего вся эта «ку-ку-ру-за» начиналась. Толстой также избегал тяжелых сочетаний согласных и подбирал ритмичные, простые слова, типа «туча, куча, ребята».

Слоговый метод обучения справляется с задачей подготовки к школе, и обычно дети легко обучаются читать по этой системе.

К содержанию

По складам Зайцева

Еще один фонетический метод, сходный со слоговым, называется складовым (отсюда «читать по складам»). В нем не слово дробится на слоги, а звуки соединяются в склады. Раньше дети так и заучивали наизусть: «Буки» «Аз» есть «БА», «Веди» «Аз» есть «ВА»...«Всего таких складов в русском языке насчитывается около двух сотен.

Склад может состоять из согласной и гласной, из согласной и твердого или мягкого знака или из одной буквы. С двумястами фонемами было бы управляться не проще, чем с 33 буквами, но в 1989 году были выпущены «Кубики Зайцева», которые превращают чтение по складам в игру.

Вот предметы, которые могут помочь создать книжное окружение в вашем доме
Магнитная азбука. С помощью больших букв можно оставлять друг другу послания на холодильнике или специальной доске.
Волшебный экран. Идеально подходит для первых кривеньких «А» и «Б»: если что-то не получится, можно без проблем стереть написанное и начать заново.
Слова-пазлы. Могут состоять из двух-трех частей. Ребенок одновременно собирает слово и соответствующую картинку.

Николай Зайцев написал склады на гранях 46 кубиков, различающихся по цвету и другим свойствам. Эти различия помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками. Пользуясь складами, малыш составляет слова. Таким образом, в отличие от слоговой методики, «кошка» будет читаться не «кошка», а «ко-ш-ка». Зайцев полагает, что это более естественное сочетание. Важное достоинство его методики в том, что она завязана на игру. Чтобы постичь науку чтения по методу Зайцева, детям двигаться, петь, стучать, хлопать, танцевать — так лучше запоминаются разные склады.

Без недостатков не обошлось. Во-первых, методика образовалась на почве английского языка, в котором больше коротких слов. Кроме того, в английском практически отсутствуют склонения и спряжения. Именно поэтому русскоговорящие родители сталкиваются с тем, что ребенок, запомнивший слово «стол» как целое, не может опознать слово «столом» — с точки зрения малыша, это уже совершенно другое буквообразование.

Зайцев считает, что обучать чтению можно уже с двух лет, но только при условии, что ребенок сам тянется к игре. А опыт родителей, использовавших кубики, показывает, что читать дети действительно учатся, причем раньше сверстников.

Основной подвох, который видят в кубиках противники метода, состоит в том, что у двухлетнего ребенка чтение вряд ли будет осмысленным процессом, и в этом возрасте важнее освоить другие практические навыки.

К содержанию

По словам Домана

Методика Домана предлагает начинать с еще более крупных языковых единиц — слов, и приступать к чтению уже в полгода от роду! Причем это только часть объемной программы по приобретению ребенком энциклопедических знаний, которую Доман начал разрабатывать в 40-х годах прошлого века. Методика основана на особенностях работы мозга младенцев. Для последовательного чтения по буквам или слогам малышу не хватает внимания. Но если показывать ему цельные слова на ярких плакатиках, он запомнит их полностью, как один сложный символ. Например, 7-месячному ребенку несколько секунд показывают картинку со словом «мама» и громко произносят это слово, а потом кормят малыша, чтобы подкрепить его интерес. Конечно, проверить, запоминают ли что-нибудь младенцы, невозможно, да Доман и не советует пытаться. Когда малыш подрастет, его можно будет попросить положить карточку с выученным словом на соответствующую картинку.

Мнения
«Я учила читать сына с помощью кубиков Зайцева. Даже не „учила“, мы просто начали играть в них, когда сыну было около года. Сейчас ему 3,5, он читает бегло и с удовольствием».
Ольга, Зеленоград

«Знакомые отдали ребенка учиться по кубикам Зайцева в группу, водили два года. Эффект был „сногсшибательный“: девочка не только читать не научилась, но и возненавидела учебу».
Екатерина, Москва

«Дочери я сначала показывала буквы, рисуя их на земле, на снегу и на бумаге. Потом использовала магнитную азбуку. Писала ей записки с инструкциями, как и где найти сюрприз. Теперь она сама с удовольствием читает».
Нина, Москва

«У нас есть „Букварь с пеленок“ Домана. Сначала я начиталась отзывов, загорелась. Но ребенок ни в какую не хочет заниматься, ни малейшего интереса не проявляет. Я и не заставляю. Стоил этот комплект около трех тысяч рублей, зря только деньги выбросили».
Юлия, Киев

«Моей девочке быстро стало скучно учить буквы и слова по карточкам, а я ведь столько времени потратила на их изготовление. Но потом до меня дошло, что есть другой путь. Я стала печатать слова на компьютере и озвучивать их своим голосом. Недавно дочка сама прочитала мне несколько слов, а ведь ей всего 2 года».
Настя, Москва

Доман требует точности в деталях. Карточки должны быть определенной площади, буквы — определенной высоты, а уроки — регулярны, желательно так же, чтобы они проходили в одно и тоже время дня. Постепенно дойдет и до рассказов о датах Трафальгарской битвы и местах обитания панды. Плакатики, честно говоря, проще купить, чем сделать самому. Цена немаленькая, но изготовление такого комплекта своими силами займет у вас не меньше недели. Очень уж трудоемкий процесс, да и напутать что-нибудь проще простого.

Во-вторых, эта методика опирается на сенсорный период развития, когда ребенок действительно молниеносно и в невероятном объеме усваивает все, что ему ни преподай. По мнению психологов, проблема в том, что в младенческом возрасте ребенку гораздо важнее дать тактильную информацию, помочь освоить физический мир вокруг, чтобы с уже накопленным опытом он мог переходить к освоению интеллектуальной сферы. Без определенного багажа впечатлений и знаний чтение абсолютно лишено смысла. Есть данные, что у малышей, занимавшихся по системе Домана, через некоторое время развитие замедлялось.

Правда, эта методика действительно полезна для детей с проблемами нервной системы, с них-то Доман и начинал свои разработки. Кроме того, обучение «целым словам» может пригодиться, если малыш плохо воспринимает абстрактность букв. Ученые считают, что имитация чтения (по предметной картинке, по подсказке взрослого) приведет ребенка к желанию читать по-настоящему.

К содержанию

Читать на все лады

Существуют и другие способы научиться читать. Например, используется метод целого текста. Ребенку, уже освоившему первые навыки процесса, дают увлекательную книгу. Встречая незнакомые слова, он самостоятельно должен догадаться, что они означают, по контексту или по картинкам. Цель метода — сделать чтение занимательным. На грамотность и ударения тут не обращают внимания, а связь между буквами и звуками малыш понимает сам, по мере чтения. Достоинство этого способа в том, что он развивает языковую интуицию, в том числе при изучении иностранного языка. Но, в отличие от метода целого текста, классическое чтение по фонемам (по буквам, по слогам и складам) может скорее сформировать у ребенка так называемую «врожденную грамотность».

Мнения
«Моя пятилетняя дочь с трудом складывает буквы в слоги. Честно пыталась заняться с ней чтением, но каждый раз дело заканчивалось слезами, и я от нее отстала. В школе научится».
Ирина, Красногорск

«Я учила сына читать по старинке. Объяснила буквы и слоги, а потом дала детскую книжку. Неделю он бекал и мекал, а потом дело пошло. Сейчас ему 5, и он читает просто отлично».
Валентина, Москва

Известный педагог Мария Монтессори не поощряла детей к чтению специально, а просто превратила буквы в игрушки. Она сделала разные на ощупь макеты букв и раздала их малышам. Пока дети играли в «домики» и «паровозики», Мария рассказывала им, как называется та или иная буква. Со временем ее воспитанники самостоятельно научились складывать их в слова, а слова в предложения.

К содержанию

Игры в буквы

Чтение похоже на речь: для того чтобы ребенок заговорил, ему нужна определенная «говорящая» среда. Точно так же, чтобы малыш «зачитал», ему нужно книжное пространство. Чем больше читают родители, тем вероятней, что и сам малыш освоит эту науку без особых проблем. В любом случае, еще ни один здоровый ребенок не вырос не научившись читать. Главное в этом деле не столько навык, сколько умение получать удовольствие от процесса, чего мы искренне вам и желаем.

Елизавета Пономарева