Что такое подарок? Интрига и игра, символ хороших отношений между людьми. Поэтому нам хочется дарить подарки, особенно детям, ведь они так искренне удивляются и радуются им. Однако если каждый вечер в вашей семье начинается с вопроса любимого чада: "Что ты мне купила?", пора разобраться, в чем причина такого поведения.

Приходя с работы, вы наблюдаете одну и ту же картину: ребенок бежит не к вам, а... к вашей сумке. Он разочарован и обижен, если не находит в ней новой игрушки. В чем же дело: ребенок избалован или плохо воспитан? Попробуем разобраться.

1 версия: Даришь - значит, любишь!

Шоколадка, очередной плюшевый мишка, уже через десять минут заброшенный в дальний угол и забытый, становятся для ребенка своеобразной компенсацией недостаточного родительского внимания. И в этом есть логика: действительно, подарок является доказательством того, что близкий человек о нас думал, даже когда не был с нами рядом. Ребенок неосознанно чувствует: несмотря на все важные дела, папа и мама не забыли обо мне, значит, я им нужен. Довольно часто такую систему компенсации поддерживают сами родители, считая своим долгом ежедневно приходить домой не с пустыми руками. Постепенно маленькому человечку начинает казаться, что чем больше ему дарят, тем больше любят.

Совет: Загляните в себя: возможно, вы испытываете чувство вины перед ребенком за то, что вечно заняты, не выполняете обещаний или возвращаетесь домой, когда он уже спит. Подарок в этом случае - способ успокоить собственную совесть, загладить вину. Тепло и нежность родители выражают через сладости и игрушки. Помните французский фильм "Игрушка"? Герой Пьера Ришара поставил совершенно точный "диагноз" отцу мальчика, завалившего сына дорогими вещами: "Вы покупаете его!" Однако время, проведенное с родителями, возможность свободного общения с ними ничем нельзя заменить. Поэтому найдите совместное занятие, которое понравится малышу: сходите в зоопарк, испеките вместе блины или просто поиграйте. Но помните: в этот момент вы должны быть полностью включены в ваше общее дело - никаких разговоров по телефону или параллельного составления плана завтрашнего совещания. Если выкроить свободное время не удается, побольше обнимайте и целуйте ребенка, не бойтесь "телячьих нежностей" - они лучше игрушек покажут вашу любовь.

В подобной ситуации родители могут руководствоваться и иными мотивами: они стремятся подарить ребенку те радости, которых были лишены сами. Не стоит ежедневно брать на себя роль Деда Мороза, ведь подарки от этого персонажа радуют нас именно благодаря долгому ожиданию.

2 версия: Ты - мне, я - тебе!

Родители должны принимать и любить ребенка таким, какой он есть, без всяких условий (психологи называют это "безусловным принятием"). Но иногда возникает ситуация, в которой подарки могут использоваться родителями в качестве "кнута и пряника". В этом случае из уст взрослых звучит приблизительно следующее: "Если будешь себя хорошо вести, слушаться бабушку, сидеть тихо, я куплю тебе конфету или игрушку. А если не будешь - не куплю". Основатель гуманистической психологии американский психолог Карл Роджерс называл эту воспитательную позицию "условным принятием". Родители манипулируют ребенком: любят его, дарят подарки при условии правильного поведения. Ребенок же понимает, что абсолютно всё, даже хорошие поступки, может быть предметом торговли. Если он заслужил подарка, то ждет его как должное... а иногда даже и требует. И через некоторое время уже родители могут услышать от любимого чада: "Если я уберу игрушки, ты купишь мне мороженое?"

Совет: Куклы, солдатики и сладости не имеют никакого отношения к тому, как ребенок себя ведет, поэтому не делайте их орудиями давления на малыша. Подарок - не средство поощрения, а тем более наказания.

3 версия: Хороших вещей много не бывает

С самого раннего возраста у любого человека формируется индивидуальная система ценностей. Ее можно представить в виде лестницы: чем на более высокой ступеньке находится та или иная ценность, тем более она значима для человека. У одного из нас это любовь и семья, для другого важнее всего интересная работа и возможность творческой реализации, а для третьего - материальная обеспеченность. Систему ценностей мы во многом "списываем" с нашего окружения. Для маленького ребенка это прежде всего семья. Если разговоры в семейном кругу в основном касаются заработной платы, основные радости связаны с покупкой новых вещей, а больше всего малыша ругают за потерю игрушки или разбитую чашку, у ребенка появляется потребительская мораль. Он с колыбели ориентирован родителями на получение выгоды. И требует подарков не потому, что плохо воспитан, а потому что так принято в его семье.

Совет: Попытка приспособить дитя к жизни в жестких условиях современного общества, сделать его "конкурентоспособным" - неблагодарная затея. Целеустремленность, ум и способность к творчеству значительно лучше помогают адаптироваться, чем жадность и стремление добиваться желаемого любой ценой. И все же не расстраивайтесь: ценностная иерархия полностью складывается лишь к юношескому возрасту, поэтому пока у вас есть прекрасная возможность изменить ситуацию. Научите ребенка радоваться нематериальным подаркам. Например, на вопрос: "Что ты мне принесла?" - ответьте с интригующей таинственностью: "Я принесла совершенно новую, потрясающе интересную... сказку!" Завтра это может быть ужасно сложная загадка, послезавтра - идея новой игры. Не бойтесь, если сначала вы увидите разочарование на личике крохи, постепенно он обязательно втянется в игру.

4 версия: Развесели меня!

Вспомните, в какой момент взрослых непреодолимо тянет к витринам магазинов? Когда жизнь начинает казаться однообразной. Малышу тоже бывает скучно.

Совет: У "тоски зеленой", как часто именуют скуку, целый веер причин. Возможно, вы редко водите ребенка в гости или приглашаете гостей к себе, предпочитаете один и тот же маршрут прогулок, при этом не утруждаете себя тем, чтобы обратить внимание крохи на играющих котят или новый скворечник. Другая причина кроется в том, что дети не всегда умеют играть, у них не хватает воображения, чтобы придумать новые сюжетные ходы в игре, поэтому старые игрушки быстро надоедают. Ваша фантазия поможет разнообразить деятельность ребенка: покажите, что старую знакомую куклу Машу можно не только укачивать и кормить, но и водить в гости, лечить, причесывать. А может быть, ваше чадо "засиделось" дома, в окружении бабушек и нянь, в то время как ему давно пора в детский сад, где есть возможность общаться со сверстниками.

Наталья Чудина,
Педагог
Статья предоставлена журналом