5 причин учить историю в школе – кроме подготовки к ЕГЭ

Изучение истории не для ЕГЭ. А для чего?

Когда ЕГЭ по истории станет обязательным (и станет ли) — пока неизвестно. Но в результате "волны", поднятой министром образования Васильевой по поводу ЕГЭ по истории и ОГЭ по географии, предметы, считавшиеся в последние годы неважными на фоне математики и физики, стали заметно популярнее. И, возможно, историю все же стоит учить — чтобы не пришлось в экстренном порядке "поднимать" все материалы начиная с 5-го класса?

История учит критически мыслить

В начале учебного года я всегда спрашиваю своих учеников: "Для чего мы изучаем историю?" и в ответ слышу знакомое всем: "Чтобы помнить прошлое и не совершать ошибок!". Хитро прищуриваюсь и задаю коварный вопрос: "А ещё?".

Ребята удивлённо смотрят на меня, затем начинают искать другие варианты:

  • Чтобы сохранить традиции?
  • Чтобы сдать экзамен?
  • А для чего же ещё?

Ребята замолкают и поглядывают с удивлением — варианты закончились, а преподаватель упорно настаивает на том, что осталось что-то не названное. И тогда я открываю им несколько секретов.



История учит тому, что все люди разные

И не стоит судить о ком-то только по одному поступку. Знакомясь с биографией исторических личностей, анализируя их поступки, ученики открывают для себя "мир других людей", среди которых нет ни абсолютно плохих, ни абсолютно хороших.

Например, Александр Невский поддерживал дружественные отношения с Золотой Ордой, в то время как большинство других князей оказывали ей сопротивление. Жестокий и мнительный Иван Грозный был одним из самых образованных людей своего времени, расширял территории государства и выделял деньги на освоение новых земель. Реформатор Пётр I преобразил страну, но спровоцировал ряд восстаний.

История учит критически мыслить

Понимая, что прошедшие события не могли свершиться как-то иначе, что они стали историческим фактом, ученики детально разбирают их. Определяют причины, находят повод для тех или иных действий, устанавливают причинно-следственные связи. Уже в тот момент, когда я рассказываю об усилении крепостного гнёта в XVIII веке и о бесправном положении крестьян, ребята могут высказать верное предположение о том, что это приведёт к конфликту между социумом и властью.

Также учащиеся могут отличать причины и повод к началу военных действий, давать разноплановую оценку тому или иному периоду. Я часто повторяю, что у многих исторических событий две стороны, и мы стараемся рассмотреть изучаемый период с разных позиций.

Знать историю — это значит путешествовать с удвоенным интересом

История учит сопереживать

Современный ритм жизни делает людей скупыми на эмоции, но ведь эмпатия — это уникальная способность человека, её нельзя терять. И пусть события, о которых мы говорим на уроке, произошли давно, они отзываются в нашем сердце. Мы сочувствуем людским потерям в войнах, бедствиям народа в сложные для государства времена. Но мы так же можем радоваться и восхищаться победам и достижениям во всех сферах жизни. Голос Юрия Левитана до сих пор заставляет замирать — будь то сообщение о нападении Германии на Советский Союз или о первом в мире полёте человека в космическое пространство.

Знать историю — это значит путешествовать с удвоенным интересом

Памятник "Тысячелетие России" вызывает ещё больше эмоций, когда можешь рассмотреть известных исторических деятелей, зная их вклад в развитие государства, а Рюриково городище на берегу реки Волхов представляется не просто каменными развалинами — воображение рисует картины прошлого со знаменательными событиями.

Прогулка по Петербургу превращается в приключение — ведь мы не просто любуемся красотой города, мы видим каменных актёров, рассказывающих о той или иной истории, произошедшей здесь. Это очень увлекательно, чувствуешь себя избранным, которому открыто чуть больше тайн, чем остальным туристам!

Например, в Эрмитаже часть оконных стёкол не меняли более ста лет — они пережили две революции, войну и блокаду. И на одном стекле есть нацарапанная перстнем надпись, которую сделала императрица Александра Фёдоровна, глядя на своего супруга, проводящего на Дворцовой площади смотр гусарских полков.

И конечно, знать историю — это мечтать о новых путешествиях!

Знания истории пригодятся при чтении книг и просмотре фильмов

Для людей, далёких от этого предмета, фильм может так и остаться красивой картинкой в рамках традиционных жанров — приключения или боевика. Но если зритель разбирается в истории, он может лучше понять поведение героя, связать те или иные повороты сюжета с предшествующими событиями, поэтому фильм будет восприниматься иначе.

Зная особенности периода раздробленности на Руси, можно понять, почему соседи не пришли на помощь рязанцам в фильме "Легенда о Коловрате". Понимая, что такое "холодная война", не удивляешься спешке в ремонте станции в фильме "Салют-7", даже наоборот, переживаешь, что американцы успеют первыми к ней подлететь.

Такая же ситуация с книгами. Когда я читала "На Западном фронте без перемен", мне очень живо представлялись описываемые события, их масштаб. Я знала, что привело к войне, как сказалась позиционная война на армиях противников, что было после окончания боевых действий. Это была не просто история одного солдата, а отражение мыслей и чувств целого поколения людей, их трагедия и боль. Многие произведения представляются совершенно в другом свете, если "выйти за рамки" сюжета, понять, что это всего лишь отдельный эпизод в колесе истории.

P.S. Ну, и конечно, историю надо знать, чтобы сдать ЕГЭ. Так весь год и готовимся, развивая эмоциональный интеллект, критическое мышление, мечтаем о путешествиях и советуем друг другу фильмы и книги. И конечно, принимаем друг друга такими, какие мы есть, ведь мы тоже — свершившийся исторический факт!

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "5 причин учить историю в школе – кроме подготовки к ЕГЭ"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

06.07.2018
Обновлено 06.07.2018
Близкие по теме статьи
Откуда взялись рыцари и зачем они строили замки
Откуда взялись рыцари и зачем они строили замки
Что рассказать ребенку о Средневековье в поездке по Европе
Не хочу ходить в школу. Зачем ее вообще придумали?
Не хочу ходить в школу. Зачем ее вообще придумали?
Что отвечать ребенку, который недоволен школой
Как рассказывать детям о справедливости
Как рассказывать детям о справедливости
Как обсуждать с ребенком хорошее и плохое поведение
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!