Активный образ жизни, бережное отношение к природе, натуральные продукты и натуральная косметика — таковы прогрессивные тенденции современного мира. Быть здоровым и вырастить здоровых детей — естественное желание каждого разумного человека.

Производители косметики оперативно отреагировали на нужды потребителя, заявив выпуск натуральной косметики своим главным направлением. Сегодня уже трудно найти косметику, где в рекламных целях не эксплуатировали бы понятия "натуральная". "органическая", "БИО" и "ЭКО".

Попробуем, не очаровываясь рекламными обещаниями, разобраться и структурировать поток информации о биокосметике. Четкие информационные ориентиры и основные факты об органической косметике помогут думающему потребителю сделать ответственный и взвешенный выбор.

Традиционная косметика производится огромными партиями и для ее продвижения на рынке задействована агрессивная реклама. Зачастую, эта косметика имеет в своем составе растительные ингредиенты, красители, отдушки, продукты нефтепереработки и искусственные консерванты. Существует так называемый "черный список Фалтона", состоящий из самых вредных косметических ингредиентов, где непочетные первые места занимают парабены (консерванты), минеральные масла (увлажнители), лаурил сульфат натрия (пенообразующие вещества), красители и ароматизаторы, во всем своем многообразии представленные в массовой косметике.

Парабены — это большая группа ингредиентов, объединенных общим окончанием — ....paraben... (например: метилпарабен (methylparaben), этилпарабен (ethylparaben), пропилпарабен (propylparaben), бутилпарабен (butylparaben). В косметике активно используются как консерванты с середины прошлого века. Невысокая стоимость и великолепный эффект консервации при использовании парабенов увеличивал срок годности косметического продукта в разы. И только относительно недавно ученые Англии, Франции и Канады в результате долгих исследований пришли к выводу, что парабены в косметических продуктах провоцируют кожные заболевания, аллергические реакции, болезни эндокринной системы и гормональные сбои. Доказано, что вред от парабенов немалый, а некоторые их свойства до сих пор не изучены до конца. Так, например, остается открытым вопрос о мутагенных свойствах косметики с парабенами.

Минеральные масла (mineral oil) — продукты нефтепереработки. В промышленности используются для смазки механизмов и как растворяющая жидкость. В косметике активно используются как увлажнители. Техническое масло образует водоотталкивающую пленку и препятствует испарению влаги с поверхности кожи. Но пленка из технического масла задерживает не только воду, но и токсины, углекислый газ и другие продукты жизнедеятельности организма, которые он эвакуирует через кожу. Естественно, минеральные масла не позволяют коже полноценно дышать.

Феноксиэтанол (Phenoxyethanol) — продукт нефтепереработки, синтетический консервант. В промышленности используется как растворитель для красителей, чернил и резины. Вреден при вдыхании, заглатывании и впитывании в кожу. Может служить причиной репродуктивных дефектов. Раздражает глаза и кожу.

Это лишь минимальная информация о вреде синтетических ингредиентов, красителей, отдушек и других продуктов нефтехимической промышленности в составе косметических средств. Становится очевидным, что у здравомыслящего человека она автоматически должна вызывать логический вопрос — зачем так рисковать? И уж совсем непонятно, когда подобная косметика предлагается для детей, ведь главный приоритет детской косметики — максимальная безопасность!

По сути, используя традиционную детскую косметику, мы превращаем ежедневный гигиенический уход в постепенное и целенаправленное отравление незащищенного детского организма. Продукты химического синтеза накапливают в организме яды и приводят к хронической интоксикации организма. Именно они зачастую являются причиной эскалации многих кожных заболеваний — аллергий, экземы, дерматитов и пр., оказывают побочные эффекты, вмешиваются в естественные биологические процессы. Производство этой продукции загрязняет окружающую среду и, как следствие... снова организм человека. Такая косметика пережила свое время, морально устарела, если хотите...

Узнавая все больше о негативных последствиях "химии" потребители выбирают натуральные, органические продукты. Таким образом, органические средства по уходу за кожей оправданно и осознанно становятся единственно правильным выбором неравнодушного потребителя.

К сожалению, в силу специфики Российского законодательства, определение натуральной косметики в России не закреплено законом. Отсутствие четких критериев и определений органической косметики дают некоторым недобросовестным производителям право называть натуральным средство, содержащее хотя бы один натуральный компонент. При этом, совершенно не важно его процентное содержание. Возникает парадоксальная для цивилизованного рынка ситуация — одни средства содержат несколько процентов натуральных компонентов, другие-99%. В обоих случаях потребитель приобретает "натуральную косметику", но эти продукты неравнозначны!!

Чтобы разобраться и по достоинству оценить преимущества натуральной органической косметики под знаком БИО, потребитель должен знать основные правила.

БИО-косметика — продукт серьезных научных исследований, где биологически активные вещества растительного происхождения имеют направленное действие и повышают эффективность косметических средств.

Биокосметика всегда (!) содержит не менее 95% натуральных компонентов, выращенных в экологически чистых районах с применением органических (!) удобрений. Она никогда не содержит красителей, синтетических отдушек и консервантов, продуктов нефтепереработки и генномодифицированных составляющих. Основные критерии био-косметики — безопасность, гипоаллергенность и эффективность. Не всякая натуральная косметика является органической.

Настоящее качество био-продукта гарантируют сертификаты. В России своей системы сертификации нет, следовательно, российскому потребителю необходимо ориентироваться на те сертификаты, что признаны во всем мире.

Стандарт БИОЭКОСЕРТСтандарт БИО — самый жесткий мировой стандарт качества, разработан французским сертификационным комитетом ЭКОСЕРТ и организацией независимых производителей СOSMEBIO.

Его жесткие требования таковы: минимум (!) 95% всех ингредиентов должны иметь органическое происхождение и быть выращены в экологически чистых районах. Запрещено использование парабенов, феноксиэтанола, формальдегидов, красителей, отдушек, растительных экстрактов, подвергнутых генетическим модификациям, эфирных масел и других аллергенов. Запрещено использование ингредиентов животного происхождения и проведение тестов на животных. Процесс производства исключает загрязнение окружающей среды. Благодаря жесткому контролю ЭКОСЕРТ, всегда можно проследить всю цепочку технологического процесса от выращивания сырья до упаковки и транспортировки косметических средств — она должна быть экологически безопасной.

Стандарт BDIHСтандарт BDIH разработан в Германии, тоже строгий, но с некоторыми нюансами. Запрещено использование растений, подвергшихся генетическим модификациям, но разрешена минимальная химическая обработка исходных ингредиентов. Дикорастущие растения предпочтительнее специально выращенных и разрешены эфирные масла . Запрещены ингредиенты животного происхождения, добытые из позвоночных животных (китовый спермацет, масло норки). Другие ингредиенты животного происхождения разрешены.

Есть еще итальянский, британский, американский стандарты биокачества, но все они несколько уступают в требованиях по сравнению с жестким сертификатом ЭКОСЕРТ БИО.

Качество биокосметики напрямую зависит от производителя. Это должна быть серьезная компания, имеющая научно-исследовательскую базу и финансирование на проведение тестов и клинических испытаний.

Органическая биокосметика имеет свои характерные признаки:

  • белый или бесцветный состав косметического средства, так как отсутствуют красители;
  • аптечный или травяной запах, нередко — едва уловимый; исключение составляют цветочные и фруктовые запахи, если в составе средства заявлены эфирные масла;
  • в очищающих средствах немного пены, так как нет пенообразующих химических веществ (так называемых ПАВов), но их отсутствие не умаляет моющих и ухаживающих свойств косметического средства;
  • отсутствие химических загустителей и растворителей допускает разделение жидкой эмульсии средства на слои, поэтому перед употреблением флакончик необходимо встряхнуть;
  • упаковка продукта всегда натуральна и дружественна окружающей среде — стекло, керамика, биоразлагаемый пластик;
  • этикетка косметического биопродукта обязана (!) содержать полный перечень компонентов, процентный состав органических натуральных ингредиентов, и должны быть указаны значки сертифицирующего органа, например:
    Стандарт БИОЭКОСЕРТ
  • этикетка должна содержать максимально полную информацию о продукте: состав, производитель, спектр действия, свойства основных компонентов, способ применения, срок хранения и срок годности (что по европейским нормам — разные сроки!).

Только при соблюдении всех этих условий внимательный потребитель может быть застрахован от употребления парабенов, синтетических отдушек, красителей, продуктов нефтехимии и других сомнительных в своей полезности компонентов. Особенно это касается выбора косметики для малышей, где главный критерий — безопасность.

Биокосметика — это не только жесткие стандарты качества натуральной косметики. Это — образ жизни!

Только ответственный подход к потреблению, информированность и добрая воля позволят потребителю сделать грамотные выводы и откорректировать свои косметические предпочтения.